3 марта 2014

Банковская гарантия на гарантийный период

Банковская гарантия на гарантийный период

Как правило, покупателя беспокоит, выполнит ли продавец, в большинстве случаев находящийся в другой стране, свои обязательства по устранению недостатков или сбоев в работе оборудования в течение гарантийного срока или же покупателю придется делать это за свой счет, своими силами или нанимая стороннюю организацию.

В таких случаях для обеспечения обязательств продавца по обслуживанию оборудования в течение гарантийного периода покупатель может недоплатить продавцу часть стоимости оборудования до истечения гарантийного периода, оставляя эти денежные средства для покрытия возможных будущих расходов, или потребовать предоставить банковскую гарантию на гарантийный период (warranty guarantee).

Естественно, что для продавца предоставление банковской гарантии становится более выгодным условием, поскольку она открывает возможность получить оплату полной контрактной стоимости сразу после поставки или ввода оборудования в эксплуатацию.

Банковская гарантия на гарантийный период обеспечивает обязательства продавца по выполнению взятых на себя гарантийных обязательств по устранению выявленных в ходе работы оборудования неполадок.

Данные обязательства могут включать в себя не только непосредственно сами работы, но и предусматривать срок их выполнения, порядок и условия прибытия представителей продавца или нанятой им организации в место нахождения оборудования, уплату штрафов за несвоевременное или некачественное устранение дефектов и т.д.

Все условия гарантийного обслуживания и его период указываются в торговом контракте.

Условия предоставления банковской гарантии на гарантийный период и ее основные параметры, такие как сумма и срок гарантии, сторона, ответственная за оплату банковских комиссий, связанных с получением гарантии, определяются договорными отношениями продавца и покупателя и во избежание каких-либо последующих споров и разногласий также включаются в торговый контракт в качестве обязательства продавца.

Если покупатель желает получить гарантию, выданную каким-то определенным банком, в контракте может быть сразу указано наименование банка-гаранта. Проект гарантии может быть предварительно разработан банком-гарантом по просьбе продавца, согласован с покупателем и прилагаться к торговому контракту, являясь его неотъемлемой частью.

При рассмотрении вопроса о предоставлении банковской гарантии на гарантийный период следует учитывать ее долгосрочный характер. Ведь срок гарантии основан на гарантийном периоде работы оборудования, который может составлять до пяти и более лет, с прибавлением срока, необходимого покупателю для подготовки и предъявления требования платежа по гарантии банку-гаранту.

Сумма гарантии, исходя из практики, составляет от 5 до 20% контрактной стоимости оборудования, а ее расчет основывается на примерной стоимости затрат покупателя на самостоятельное устранение недостатков или сбоев в работе оборудования или примерной стоимости услуг по их устранению нанятой сторонней организацией.

Требование платежа по гарантии будет предъявляться покупателем банку-гаранту в случае, если продавец не исполнит либо исполнит ненадлежащим образом взятые на себя обязательства по гарантийному обслуживанию в гарантийный период в соответствии с условиями заключенного торгового контракта.

Принимая во внимание независимость банковской гарантии от любых отношений, возникающих между покупателем и продавцом, в том числе в рамках заключенного торгового контракта, банк-гарант будет платить по гарантии только в том случае, если предъявляемое по ней требование будет соответствовать условиям гарантии невзирая на контрактные условия.

Поэтому на этапе составления проекта гарантии важно определить содержание требования платежа бенефициаром, в каких именно случаях может предъявляться требование, и если необходимо — определить документы, которые будут свидетельствовать о неисполнении продавцом обязательств по гарантийному обслуживанию.

Такими документами могут быть акты о выявленных нарушениях, сбоях или дефектах оборудования, подписанные как обеими сторонами — продавцом и покупателем, так и в одностороннем порядке — покупателем, а также справки, выписанные сторонними организациями, которые выявляли или устраняли недостатки (иногда с указанием стоимости понесенных затрат).

О необходимости предъявления данных документов вместе с требованием платежа изначально указывается в тексте банковской гарантии. Гарантия может включать требования к их содержанию и оформлению.

При этом понятно, что покупатель, имеющий право требования по гарантии, не будет заинтересован в представлении каких-либо документов дополнительно к требованию платежа, в то время как продавец в целях исключения необоснованного требования по гарантии может на них настаивать. Поэтому данные вопросы должны быть урегулированы путем переговоров во время заключения контракта или согласования условий гарантии между покупателем и продавцом.

Выводы

Несмотря на явные преимущества, которые предоставляет банковская гарантия на гарантийный период как покупателю, так и продавцу, нельзя сказать, что банковские гарантии на гарантийный период составляют существенную часть гарантийного портфеля любого банка.

Прежде всего это обусловлено их спецификой: покрытие узкоспециализированного риска неисполнения обязательств продавца в течение гарантийного периода, о котором не всегда удается договориться сторонам при заключении контракта.

Другой, не менее важный, фактор, влияющий на возможность применения такого вида гарантий, — это их долгосрочность, которая не всегда интересна как для продавца (с точки зрения несения банковских затрат по обслуживанию гарантии), так и для банка (с точки зрения принятия долгосрочных рисков в отношении своего клиента).

Тем не менее банковская гарантия на гарантийный период как вид банковского обеспечения является хорошим примером сокращения рисков и, соответственно, расходов сторон по торговому контракту при реализации долгосрочных инвестиционных проектов по модернизации производств, особенно с участием иностранных поставщиков.