22 декабря 2012

Банковские операции с золотом

Банковские операции с золотом

В последние несколько лет российские банки начали наиболее активно развивать операции с золотом, используя различные схемы кредитования, привлекая и размещая средства в металлические депозиты и учреждая специализированные инвестиционные фонды.

Оперирование золотом как финансовым инструментом в деятельности российских коммерческих банков значительно расширило свои границы, соответствующие банковские продукты и услуги достигли определенной востребованности как у населения, так и у корпоративных клиентов, а объемы банковских операций и сделок, проводимых с ними, и в настоящее время продолжают расти.

Прирост активных операций с физическим золотом напрямую связан с увеличением объемов экспорта и продаж металла на внутреннем рынке промышленным потребителям и Банку России, использованием межбанковских металлических депозитов и новой для российского финансового рынка банковской услуги — займов в золоте. В активах коммерческих банков преобладают классические инструменты банковского бизнеса с золотом и другими драгоценными металлами (слитки, монеты, займы и корсчета), при этом золото по объемам занимает ключевые позиции.

Сложившийся в РФ относительно благоприятный инвестиционный климат предопределил высокие темпы роста банковских пассивов в драгоценных металлах, связанные с привлечением банками средств на обезличенные металлические счета.

Ценовые рекорды золота, перспективные прогнозы ведущих аналитиков финансового рынка и развитие банковского ритейла в направлении операций с драгоценными металлами (например, реализация Сбербанком масштабной программы «Доступные драгметаллы») привлекли широкий круг массовых инвесторов. Полученные пассивы банки перераспределяют и на другие направления своего бизнеса (кредитование, инвестирование в ценные бумаги и др.).

Сложившаяся ситуация оказала позитивное влияние не только на формирование ликвидной ресурсной базы банковского бизнеса с золотом и другими драгметаллами, но и на развитие современного банковского рынка драгоценных металлов в целом.

Пассивы банков в золоте и драгоценных металлах формируются посредством классических депозитов, выраженных в обезличенных металлических счетах, при этом ключевую роль играют привлеченные средства физических и юридических лиц. Хотя долю драгоценного металла в банковских пассивах определить практически невозможно, можно предположить, что значительная доля металлических депозитов представлена золотом как естественным финансовым активом, наименее подверженным волатильности в сравнении с другими банковскими металлами (серебром, платиной и палладием), которые имеют скорее промышленное, чем инвестиционное значение.

Таким образом, современная структура привлеченных и размещенных средств российского банковского бизнеса позволяет определить золото как основной банковский металл, а металлические счета и займы — как основополагающие инструменты обращения драгоценных металлов в национальной экономике.

В последнее время значительно реже стали использоваться счета ответственного хранения драгоценных металлов, все меньше драгоценные металлы используются и в качестве залога по банковским кредитам. Следует отметить, что официальная статистика о работе банков с драгоценными металлами по банковской системе России в целом отсутствует либо ведется частными аналитическими компаниями по отдельным направлениям на основании официальных заявлений и пресс-релизов коммерческих банков.

В последние годы маркетмейкерами российского рынка золота являлись 10 банков: Сбербанк России, Внешторгбанк, Газпромбанк, банк «Уралсиб», Росбанк, Банк Москвы, Уральский банк реконструкции и развития, Номос-Банк, Барс-Банк, Экспобанк. Бесспорное лидерство отечественного банковского бизнеса с золотом и другими драгоценными металлами принадлежит Сбербанку.

На рынке золота он определенно вне конкуренции, что обусловлено его крупнейшей в стране филиальной сетью, универсальностью в обслуживании клиентов, ресурсной базой, программами развития операций с драгметаллами. По объемам активов и пассивов в драгоценных металлах Сбербанк опережает другие банки более чем в три раза. При этом он осуществляет всю совокупность операций и сделок с драгоценными металлами на территории РФ как на розничном, так и на корпоративном сегментах рынка золота.

Конкуренция в золотом сегменте банковского рынка практически не позволяет новым банкам выйти на отечественный рынок золота, что во многом определено следующими обстоятельствами: затруднением выхода на первичный рынок металла ввиду его монополизации наиболее крупными банками страны, слабым развитием розничного рынка золота исходя из неэффективной налоговой политики государства, сложностью привлечения ресурсов на обезличенные металлические счета, объясняемой стремлением вкладчиков обслуживаться в наиболее крупных и надежных банках (так как металлические счета не подпадают под действие Закона о страховании вкладов).

В чистом виде конкуренция в большей степени присутствует на уровне крупнейших банков, захвативших наибольшую часть рынка и предоставляющих исчерпывающий перечень продуктов и услуг с золотом по ведущим направлениям этого бизнеса.

Остальные кредитные организации работают в основном на отдельных его направлениях, что связано с проблемами приобретения и сбыта физического золота, его обратного выкупа, привлечения необходимых пассивов, недостаточности ликвидности, отсутствия необходимой филиальной сети и др. В то же время розничная реализация памятных и инвестиционных монет из драгоценных металлов и банковских слитков осуществляется практически всеми кредитными организациями.

Некоторые аспекты конкуренции в банковском бизнесе с золотом можно увидеть в отношении обезличенных металлических депозитов, условия предоставления которых сравнительно равные, хотя и ориентированы на различные категории инвесторов. К примеру, одни банки предлагают по таким депозитам фиксированные ставки процентного дохода, устанавливая минимальный остаток средств на счете, а другие не ограничивают остаток (в пределах расчетной единицы 1 грамм), а ставку устанавливают либо минимальную, либо нулевую.

Аналогичный механизм манипулирования ставками используется и при кредитовании недропользователей и промышленных потребителей. Кроме того, существенное значение для банка имеет доступ к продукции недропользователей как к золоту из первых рук, поэтому имеет место жесткая конкурентная борьба за кредитование и проектное финансирование наиболее рентабельных отраслей золотодобычи. Проигравшие в этой борьбе банки в основном вынуждены либо сократить свое присутствие на рынке, либо привлекать необходимые ресурсы от зарубежных партнеров.

Обеспечение конкурентоспособности банка при работе с золотом на современном этапе, таким образом, зависит от таких факторов, как возможность организации сотрудничества с отраслью, развитая филиальная сеть, универсальность обслуживания, объем привлекаемых металлических ресурсов, наличие необходимой внутренней нормативной базы и стратегии развития, квалифицированный топ-менеджмент.

Основные направления работы российских банков с золотом

Российские кредитные организации предлагают своим клиентам пять основных вариантов работы с золотом и его производными.

Купля-продажа

Этот бизнес связан с получением банками комиссионного дохода от осуществления операций покупки-продажи золота в форме слитков и монет, в том числе и по поручению клиентов на основании договоров комиссии. В случае продажи собственного золота прибыль банка образуется как разница между ценой приобретения металла на первичном или вторичном рынках и ценой реализации его клиенту за вычетом издержек, связанных с транспортировкой и хранением.

Следует учитывать, что в этом случае банку необходимо зарезервировать значительные средства для выкупа металла на первичном или вторичном рынках, а также застраховаться от риска возможного падения цены металла на момент его реализации. Если банк выступает как коммерческий посредник в сделке купли-продажи по поручению третьего лица, то доход образуется как разница между суммой комиссии, зафиксированной в договоре (как правило, определенный процент от суммы сделки), и издержками банка по исполнению сделки. С точки зрения затрат и минимизации рисков данный контракт для банка является наиболее привлекательным.

Посредничество

Это направление банковского бизнеса напрямую связано с брокерскими, дилерскими и трастовыми услугами, предоставляемыми современными банками. Финансовый результат деятельности банка образуется за счет комиссионных и маржинальных доходов от покупки-продажи по поручению клиента ценных бумаг, в качестве базового актива которых выступает золото.

В настоящее время среди таковых на российском рынке активно торгуются акции золотодобывающих компаний и фьючерсы на золото. Трастовая деятельность подразумевает доверительное управление финансовыми средствами клиентов с размещением инвестиций в драгоценные металлы, где основной доход банка образуется как фиксированный процент от средней стоимости актива, принятого в управление. Часто для целей доверительного управления с применением определенного типа финансовых инструментов банки учреждают специализированные инвестиционные фонды.

К данному направлению бизнеса можно отнести ведение обезличенных металлических счетов, средства которых нередко размещаются на межбанковские обезличенные депозиты или участвуют в других активных операциях с драгоценными металлами. Как известно, эффективность дохода от этих операций заключается в размещении банком средств под более выгодный процент, чем тот, под который они привлечены. Однако при совершении подобных операций от собственного лица либо по поручению клиентов банку необходимо значительное внимание уделять поддержанию необходимого уровня ликвидности.

Хранение и транспортировка

Банки также осуществляют предпринимательскую деятельность, связанную с ответственным хранением и перевозкой золота по поручению клиентов. Причем связано это с особыми требованиями законодательства, касающимися перевозки и хранения золота и других драгоценных металлов, для выполнения которых требуются специализированная техника и хранилища.

Поэтому организации, деятельность которых связана с оперированием золотом, во избежание значительных единовременных затрат на выполнение данных требований часто используют соответствующие услуги коммерческих банков. Доходы, получаемые банком за эти услуги, образуются как разница между суммами вознаграждения и возникших издержек. Как правило, размер вознаграждения определен в тарифах банка и прямо пропорционально зависит от объема драгоценного металла.

Кредитование

Целевое кредитование золотодобывающей отрасли, помимо получения процентного и комиссионного доходов, позволяет банку организовать партнерские отношения по получению драгоценного металла от непосредственного производителя, что значительно снижает его себестоимость и позволяет избежать проблем приобретения золота на вторичном рынке.

Фактически бизнес, связанный с кредитованием недропользователей и производителей золота, является основополагающим для выхода банка на рынок драгоценных металлов, позволяя сформировать необходимую ресурсную базу физического металла. Помимо горных компаний и производителей золота банки осуществляют кредитование его промышленных потребителей, таким образом, образуя связи с рынками его сбыта. В зависимости от потребностей клиента и целевого назначения ссуды в качестве объекта кредитных отношений могут выступать как в валюте, так и в драгоценном металле.

В последние годы существенный интерес для специализированных отраслей промышленности с использованием золота в качестве сырьевого материала представляют займы в золоте, которые имеют ряд преимуществ перед обычными кредитами (о них речь пойдет ниже) как для промышленников, так и для банков. Главным образом этот новый для России банковский продукт позволяет несколько расширить границы использования золота в качестве инструмента активных банковских операций и с максимальной эффективностью использовать привлеченную базу пассивов.

Консультационные услуги

Наконец, за определенную плату банки могут осуществлять информационное обслуживание клиентов по драгоценным металлам, составление аналитических обзоров и справок по ценам на них на международном и национальном рынках, а также производить оценку финансового состояния предприятия и перспективы его развития в отрасли.