Деятельность ломбардов в России

Ломбарды прочно заняли свое место в сфере потребительского кредитования в силу ряда преимуществ перед банковскими организациями. Залогом в ломбарде выступает практически любое движимое имущество, имеющее определенную ценность, в том числе личные автомобили.

Деятельность всех ломбардов в Российской Федерации регулируется Федеральным законом "О ломбардах".

Ломбарды не являются банковскими учреждениями и согласно ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" относятся к микрофинансовым организациям, деятельность которых контролируется Федеральной службой по финансовому мониторингу, в части противодействия легализации доходов, полученных преступным путем и Федеральным пробирным надзором, в части контроля за драгоценными металлами и камнями.

Закон о микрофинансовых организациях позволяет ломбардам осуществлять следующую деятельность:

  1. предоставлять краткосрочные займы физическим лицам
  2. организовывать хранение вещей
  3. оказывать информационные и консультационные услуги.

К конкурентным преимуществам ломбардов как небанковских кредитных учреждений относятся:

  • Предоставление кредита заемщикам с низким уровнем дохода;
  • Кредит предоставляется независимо от цели его использования;
  • Широкий спектр закладываемого имущества: антиквариат, бытовая техника, кожаные и меховые изделия, компьютеры, оргтехника, сотовые телефоны, теле-, видео-, аудиоаппаратура, электроинструменты, ювелирные изделия, автомобили, спецтехника и др;
  • Гибкие сроки предоставления кредитов (от одного месяца до одного года);
  • Кредитная сделка оформляется в минимальные сроки;
  • Отсутствие требований к заемщику в отношении раскрытия информации о себе;
  • Возможность выкупить залог в любое время.

Согласно исследованиям, представители малого бизнеса составляют 10% от общего числа клиентов ломбардов, средний класс - 80%, малообеспеченные лица и пенсионеры - 5-7%.

Оценивая рынок ломбардов, следует сказать, что сегодня точное число участников этого рынка неизвестно по причине отсутствия единого регулятора. По данным Лиги ломбардов, в России работают более 4 тыс. ломбардных организаций, по данным Банка России - около 5 тыс. По данным Службы государственной статистики (группировка по коду ОКВЭД), количество ломбардов на начало 2012 г. составило 6425 компаний.

По статистике Лиги ломбардов, оборот этого рынка составляет 20 млрд руб. в месяц; по данным Банка России - 1,2 млрд долл. США. Среднее количество посетителей ломбардов - 26 человек в день. На начало 2012 г. в ломбардах население заложило имущества на сумму 200 млрд руб. Среднемесячная прибыль государственных ломбардов составляет 8 - 10 тыс. $, частных 15 - 18 $, сетевых - более 25 тыс. $. C каждым годом число ломбардов в России увеличивается на 3-5%.

Средний размер выдаваемого в ломбарде кредита составляет в среднем 2000 руб. Сумма кредита зависит от стоимости заложенного имущества и составляет примерно 60-70% рыночной стоимости залога. По данному принципу работает большинство ломбардов.

Процентная ставка по кредитам разная в диапазоне от 5 до 35% в месяц, в среднем 12-15%. Дополнительной прибылью ломбарда, а следовательно, затратами клиента являются штрафные санкции, а именно пени и проценты просрочку.

Анализируя динамику развития деятельности ломбардов в России, можно сказать, что темпы роста рынка до 2007 г. были достаточно динамичными - порядка 18%. Но в 2007 - 2008 гг. наблюдалось постепенное снижение темпов роста, что связано с принятием Федерального закона "О ломбардах" и ростом потребительского кредитования.

После кризиса 2008 г. активность ломбардов как кредиторов резко возросла из-за снижения объемов банковского кредитования населения, а также из-за снижения производственной активности предприятий, роста количества безработных и недостаточных доходов работающего населения. Можно сказать, что финансовый кризис стал дополнительным важным стимулом к развитию ломбардного бизнеса.

Следовательно, можно утверждать, что динамика ломбардного рынка находится в противофазе с динамикой банковского рынка: когда банки сокращают кредитование физическим лицам, ломбарды его увеличивают, и наоборот, что подтверждает предположение о конкурентности рынка потребительского кредитования.

По данным Банка России, за 2011 г. рынок ломбардов вырос на 18% в денежном выражении. В январе - октябре 2012 г. усилилась неценовая конкуренция ломбардов. Некоторые из них, чтобы привлечь новых клиентов, расширили сроки и увеличили максимальные суммы кредитов. Почти 95% ломбардов предлагали льготные условия кредитования для постоянных клиентов и льготных категорий граждан.

Около четверти ломбардов отменили плату за пролонгацию договоров займа для постоянных клиентов. Ряд ломбардов сократил и сроки оформления кредитов. Несмотря на возможное удорожание банковских кредитов в ближайшее время, ценовые условия по кредитам под большинство видов залогового имущества ломбарды не изменили.

Некоторое снижение минимальной границы процентных ставок (до 3 - 4%) наблюдалось в сегменте кредитования под залог золотых изделий и изделий из серебра, которые являются одним из наиболее ликвидных видов залогового обеспечения по ломбардным кредитам. Это произошло в основном за счет смягчения ценовых условий кредитования для постоянных клиентов.

Условия предоставления ломбардных кредитов

Как видно из таблицы, в России ломбарды используют наиболее жесткие ценовые условия кредитования, что, однако, не снижает спроса на их услуги. К основным тенденциям развития рынка в 2013 г. можно отнести:

  • дальнейший рост сопутствующих услуг ломбардов, что позволит выдержать конкуренцию мелким региональным ломбардам, которые не способны снизить ставки по займу;
  • расширение видов залога;
  • увеличение залоговой стоимости продукции, сопровождающееся высокими процентами выкупа ;
  • открытие ломбардов для деловых людей: например в качестве залога принимать ювелирную продукцию только дорогих мировых брендов, фирменные часы и антиквариат. Не принимать бытовую технику, за исключением телефонов Vertu;
  • снижение темпов прироста рынка из-за восстановления банковского рынка кредитования и появления частных микрофинансовых организаций;
  • реструктуризация рынка через слияния.

 

Другие материалы категории


Написать нам