Разменные монеты Банка России

Разменные монеты Банка России

Однако решение по данному вопросу затягивается, и Центробанк по-прежнему выпускает монеты номиналом 1 и 5 коп., но ровно в тех объемах, в которых изымаются из обращения дефектные монеты.

В качестве одной из версий причин возникшего дефицита можно рассматривать вывод из обращения бумажных десятирублевых банкнот и замену их монетами соответствующего достоинства, но изношенные/поврежденные купюры Банк России изымает из денежного обращения намного быстрее, чем пускает в оборот идущие им на замену металлические монеты.

Комментируя сложившуюся ситуацию с разменной монетой на встречах с представителями кредитных организаций, Банк России указал, что:

  • проводимая некоторыми кредитными организациями политика в части операций с разменной монетой (необоснованно высокие тарифы кредитных организаций, достигающие 5% от суммы операции, а в ряде регионов носящие запретительный характер) идет вразрез с политикой Банка России по данному вопросу;
  • низкая техническая оснащенность подразделений кредитных организаций (например, отсутствие монетоприемников) также не способствует проведению достаточных объемов операций с монетой.

По мнению Банка России, возникновению дефицита монеты Банка России способствовали следующие факторы:

  • отказ сотрудников ряда кредитных организаций в приеме монет у клиентов — физических лиц для обмена на банкноты;
  • отказ сотрудников ряда кредитных организаций в приеме монет у клиентов — физических лиц при совершении операций по уплате коммунальных платежей;
  • наличие ограниченного количества монетоприемников, низкая эффективность используемых монетоприемников.

Ситуация в настоящее время

В регионах объем денежной массы в обращении контролирует Главное управление Банка России/Национальный банк. По версии Банка России, в возникновении дефицита разменной монеты виноваты «участники налично-денежных взаиморасчетов», так как они не сдают в свои кредитные организации остатки денежных средств, которые скапливаются в кассах сверх установленной потребности.

С одной стороны, невозврат монет номиналом 1, 5 и 10 коп. можно объяснить их невостребованностью при существующей тенденции повышения уровня цен на товары и услуги. По мнению ряда экспертов, не исключается, что от таких монет люди просто избавляются.

Особую сложность вызывает обеспечение клиентов кредитных организаций монетой номиналом 2, 5 и 10 руб., что не раз приводило к нарушению кредитными организациями договорных отношений с клиентами и репутационным рискам. В результате во многих районах Нижнего Новгорода и Нижегородской области периодически возникает нехватка десятирублевых монет.

Причины невозврата монеты более крупного достоинства (в 5 и 10 руб.):

  1. предприниматели и коммерческие организации предпочитают хранить пяти- и десятирублевые монеты в кассах, не возвращая их в банки;
  2. существенный объем монеты указанных номиналов, выпущенной в обращение, находится на руках у населения и не возвращается в кассы кредитных организаций и Банка России, оставаясь в кошельках граждан, то есть население в различных целях накапливает монеты пяти- и десятирублевого номиналов и не торопится с ними расставаться.

В целом известно, что операции с металлической монетой являются чрезвычайно затратными для банков, так как предполагают участие большого числа подразделений в обработке, доставке и хранении монеты на всех уровнях сети. С целью минимизации разрыва в обеспечении банкнотами и монетой некоторые кредитные организации были вынуждены прибегнуть к крайней мере, дав указания подчиненным отделениям подкрепляться денежной наличностью друг у друга при условии предварительного согласования данной операции с центральным офисом.

В результате кредитные организации понесли значительные убытки как при перераспределении монеты внутри своего региона, так и подкрепляясь монетой из близлежащих субъектов РФ.

В некоторых кредитных организациях наряду с тесным взаимодействием с учреждениями Банка России по вопросу получения/сдачи денежной наличности Банка России организована работа по перераспределению денежной наличности головным филиалом и региональными филиалами.

Функции по основной координации данного процесса возлагались на подразделения, ответственные за операции на финансовых (денежных) рынках. Дополнительно в функции ответственного подразделения входили сбор информации о наличии разменной монеты в учреждениях Банка России и в региональных филиалах и организация перераспределения денежной наличности между региональными филиалами на уровне головного офиса посредством подразделений собственной/сторонней инкассации.

На начальном этапе возникшего дефицита с разменной монетой клиенты полностью надеялись на решение данной проблемы со стороны обслуживающих банков, однако через некоторое время в части регионов России, в том числе в Нижегородской области, клиенты также начали прилагать усилия к улучшению ситуации: для обеспечения собственных нужд крупными ритейлерами разменная монета самостоятельно ввозилась и перераспределялась между магазинами сети.

Не секрет, что в некоторых магазинах известных крупных ритейловых сетей запрещается обращаться к клиенту с любой просьбой «посмотреть два-три рубля». Но проблема приобрела настолько серьезный оборот, что в сложившейся ситуации стандарт сервиса был скорректирован, а в некоторых случаях просто отменен.

В магазинах сети «Пятерочка» с недавнего времени при обслуживании клиентов используется слоган «Ваши копейки — наши проблемы». Магазины данной торговой сети округляют копейки в сумме чека до рубля в меньшую сторону, снимая подобным образом остроту проблемы с нехваткой разменной монеты. В магазинах сети «Ашан» ситуация похожая: на кассе итоговую сумму на копейки округляют в меньшую сторону в пользу клиента. Однако, несмотря на принятые меры, в том числе действия сетевых ритейлеров, возврат монеты в кассы банков не увеличивался.

Возможные пути решения проблемы

Для решения проблемы дефицита разменной монеты Банк России призывает предприятия розничной торговой сети и сферы услуг, а также кредитные организации выполнять положения закона, а граждан — не накапливать монеты в больших количествах, а равномерно использовать их для оплаты товаров и услуг и таким образом возвращать их в денежный оборот.

Кредитным организациям, испытывающим постоянный дефицит денежной наличности Банка России (складывающийся из разницы совокупной потребности клиентов отделения и возможностей отделения по подкреплению денежной наличностью в региональных учреждениях Банка России), можно рекомендовать следующие мероприятия:

  • при необходимости пересмотреть тарифную политику в отношении обмена монет на банкноты;
  • установить эффективное взаимодействие с региональными учреждениями Банка России в части подкрепления необходимыми объемами банкнот и разменной монеты для удовлетворения потребностей клиентов отделения;
  • обеспечить регулярное получение от клиентов информации по прогнозной потребности в купюрах и разменной монете Банка России на перспективу в 1 — 2 месяца;
  • обеспечить постоянный мониторинг качества исполнения (с документальным фиксированием полноты исполнения) заявок клиентов по обеспечению разменной монетой;
  • обеспечить обслуживание клиентов, сдающих через службу инкассации большие объемы монеты Банка России, не проводя мероприятий по увеличению стоимости заезда на объект инкассации;
  • использовать механизмы внутрисистемного перераспределения разменной монеты между филиалами кредитной организации, находящимися в разных регионах страны.

Процедура внутрисистемного перераспределения может быть построена следующим образом (схема полноценно работает, если кредитная организация является многофилиальной, причем у филиалов должны быть заключены договоры на кассовое обслуживание в Банке России).

Из практики видно, что ситуации с обеспечением разменной монетой в регионах могут быть абсолютно разными: так, в одном регионе может наблюдаться дефицит, а в соседнем регионе — избыток. При взаимодействии между филиалами ответственные лица определяют объем «свободной разменной наличности», доступный для физического перемещения между филиалами.

Перевозка наличности из одного филиала в другой, находящийся в другом регионе, осуществляется собственной или сторонней службой инкассации. Очевидно, что с точки зрения учета затрат использование собственной службы инкассации является более экономичным вариантом по сравнению с привлечением сторонней службы инкассации (например, «Росинкас»).

Так, в 2011 г. заезд из Кирова в Нижний Новгород и обратно с использованием инкассации стороннего перевозчика обходился кредитным организациям примерно в 21 тыс. руб. (с НДС). Периодичность подобных заездов была обозначена как две поездки в месяц. Основной причиной заездов между филиалами являлась необходимость подкрепления наличной иностранной валютой, слитками, монетами из драгоценных металлов. Получалась следующая картина: из Кирова в Нижний Новгород спецавтомобиль привозил разменную монету, а обратно в Киров отвозил прочие ценности.

Удобство заключалось в том, что спецавтомобиль в любом случае приезжал в Нижний Новгород два раза в месяц, таким образом, удачно совмещались поездки за ценностями, не было необходимости нести дополнительные затраты на доставку монеты.

При осуществлении подобных перевозок ценностей в обязательном порядке необходимо учитывать физическую вместимость накопителя спецавтомобиля. Указанная практика внутрисистемной перевозки действительно помогает сгладить проблему недостатка разменной монеты. Были случаи, когда Банк России вмешивался в процесс перераспределения монеты из одного региона в другой, фактически запрещая данную процедуру.

Такие действия Банка России легко объяснимы:принимая превентивные меры, он не заинтересован в образовании проблемы на своей подведомственной территории;

  • обеспечить совершение операций с монетами операционно-кассовыми сотрудниками допофисов, исключив случаи отказов в проведении операций обмена монет на банкноты и других операций, обеспечивающих возврат монет в кассы банка;
  • провести работу по привлечению на обслуживание юридических лиц, имеющих постоянный приход монет в виде выручки от их текущей хозяйственной деятельности (транспортные предприятия (автобусные, троллейбусно-трамвайные парки и т.д.); владельцы автоматов, продающих газеты, кофе, билеты и т.п.);
  • внести изменения в нормативные документы в части возможности установления головным отделением/филиалом кредитной организации нулевых тарифов для операций приема денежной наличности в валюте РФ от юридических лиц и кредитных организаций;
  • при заключении «договоров на доставку клиенту монеты Банка России в обмен на банкноты Банка России, а также банкнот Банка России одного номинала в обмен на банкноты Банка России другого номинала, упакованных в сумки» предлагается включать в договор пункт об обязательной установке на кассах магазина POS-терминалов для оплаты покупок по банковским картам;
  • провести мониторинг значений установленного комиссионного вознаграждения по операциям инкассации разменной монеты с клиентами — юридическими лицами, установив их на уровне, стимулирующем клиентов к сдаче монет в подразделения банка;
  • обеспечить совершение операций с монетами операционно-кассовыми работниками внутренних структурных подразделений, исключив случаи отказов в проведении операций обмена монет на банкноты и других операций, обеспечивающих возврат монет в кассы банка;
  • провести разъяснительную работу с юридическими лицами — клиентами банка о необходимости приема в их кассы монет Банка России, а также своевременной сдачи излишков монет в кассовые подразделения банка;
  • проанализировать возможность установки во внутренних структурных подразделениях счетных машин для приема металлической монеты, а также автоматических монетоприемников (как в клиентском зале, так и на территории операционной зоны), обеспечивающих качественную сортировку монет с отбраковкой муляжей, металлических подделок, монет иностранных государств и т.п.;
  • рассмотреть вопрос с организациями-партнерами, клиентами банка о совместном осуществлении программы по установке монетоприемников на территории гипермаркетов и супермаркетов крупных продуктовых сетей, размещению рекламной тематической продукции, баннеров на территории данных организаций (магазинов, торгово-развлекательных центров и т.д.).

Справка. Монетоприемная машина работает по следующему принципу: клиент выбирает услугу/операцию, вставляет платежную карту; далее клиенту необходимо загрузить монеты в специальный приемный карман машины. При правильно выполненном действии монетоприемник осуществит прием, сортировку и подсчет монет, причем отбракованные монеты будут помещены в специальную емкость/кассету для брака. Клиент вправе согласиться с просчитанной суммой либо добавить недостающую сумму, после чего может произвести запланированную операцию с выдачей чека. Весь процесс длится несколько минут. Монеты, полученные от клиента, распределяются в специальные мешки. Для сокращения времени простоя монетоприемной машины имеется специальный сигнализатор о наполненности специальных накопительных емкостей и наличии чековой ленты. Данное устройство позволяет кредитной организации сосредоточиться на работе с клиентами, сократив при этом затраты времени на пересчет/повторный пересчет монет при завершении операционного дня. Кроме того, монетоприемная машина может быть установлена в крупных торговых центрах/супермаркетах наряду с банкоматами/устройствами самообслуживания.

В настоящий момент в ряде кредитных организаций региона рассматривается вопрос об экономической эффективности приобретения передвижной мобильной кассы, которая осуществляла бы постоянное передвижение по строго определенным маршрутам с целью осуществления обмена или приема монеты Банка России от клиентов, имеющих крупную выручку в виде монеты (одним из подобных маршрутов могут быть диспетчерские пункты стоянки автобусов, маршрутных такси и т.д.).

Необходимо заметить, что в данном направлении неплохой опыт уже есть у ОАО «Сбербанк России». Согласно данным годового отчета группы за 2011 г. количество передвижных пунктов кассового обслуживания (далее — ППКО) составило 85 единиц. ППКО практически не отличаются от привычной кассы. Физическое лицо может проводить валютообменные, вкладные операции, операции по приему платежей населения, также осуществляется прием заявок на выдачу кредита, банковских карт.

Совершаемые клиентами операции в ППКО обрабатываются информационными системами банка в режиме онлайн. В отличие от полноценных банковских мини-офисов на базе бронированных автомобилей у ППКО отсутствуют устройства самообслуживания (банкоматы и информационно-платежные терминалы). Некоторая часть ППКО оборудована на базе автобуса ПАЗ 3206. Такие ППКО соответствуют требованиям технической укрепленности и застрахованы.

В IV квартале 2011 г. Центробанк возобновил выпуск банкнот номиналом 10 руб., который был приостановлен в конце 2009 г. Ранее планировалось, что более долговечные десятирублевые монеты полностью заменят банкноты аналогичного номинала. Обращает на себя внимание тот факт, что удельный вес купюр достоинством 10 руб. в общем количестве банкнот, снизившийся в 2011 г. с 13 до 8%, в текущем году показал заметный рост.

Однако уже во второй декаде января 2013 г. Центробанк в лице первого заместителя председателя Георгия Лунтовского заявил о прекращении чеканки мелкой монеты номиналом 1 и 5 коп. Центробанк отказался от чеканки монет малого достоинства, поскольку банки и магазины перестали заказывать такие монеты, а имеющихся в обращении монет вполне достаточно.

Банк России отмечает, что, несмотря на приостановку чеканки монеты номиналом 1 и 5 коп. полностью отказаться от выпуска этих монет не может, так как данное решение лежит в законодательной плоскости. При этом Банк России в очередной раз указывает на абсурдность выпуска монет мелких номиналов с финансовой точки зрения, ссылаясь на то, что выпуск монет достоинством 1 и 5 коп. обходится в среднем в 15 и 73 коп. соответственно.

Несмотря на то, что острота проблемы с обеспечением разменной монетой несколько спала, кредитным организациям следует воспользоваться данной передышкой с целью выстраивания и оптимизации своих процессов.