4 мая 2014

Сайт, сайт, сайт…

Интернет повсюду и с его помощью можно и рекламировать товары (работы, услуги), и предоставлять информацию всем желающим о направлениях деятельности компании, готовящихся инвестиционных проектах.

Именно на сайте размещается проектная документация, вывешивается прайс-лист, приводятся планировки жилых и нежилых помещений другая различная информация о деятельности фирмы или предлагаемкых ею услугах.

В рекламе в СМИ часто в конце дается ссылка на сайт, где потенциальный клиент может найти всю исчерпывающую информацию об объекте строительства, включая фотографии каждого законченного этапа работ. Поэтому, каким бы ни был сайт, дорогим или дешевым, ярким или блеклым, удобным или громоздким, он нужен любой фирме.

Для чего мы говорим обо всем этом?

Для того чтобы сразу квалифицировать затраты, связанные с созданием и содержанием сайта, в качестве относящихся к основной деятельности компании.

Также чтобы не сомневаться в экономической обоснованности подобных расходов, когда речь пойдет о налогообложении прибыли. И еще из сказанного можно заключить, что сайт, пусть и косвенным образом, но способствует увеличению притока денежных средств (экономических выгод) в организацию.

По-сути, названный актив не имеет материально-вещественной формы, значит, речь может идти о создании НМА. Как видим, путем тривиальных рассуждений мы фактически подошли к отражению хозяйственной операции исходя из ее экономической сущности. Однако чтобы принять догадку за аксиому, нужно подтвердить ее соответствующими положениями нормативных актов, а сделать это (оказывается) не так-то просто.

Неопределенность бухгалтерского учета

Проблема квалификации сайта в качестве НМА для целей бухучета связана с тем, что в таком качестве он прямо не поименован ни в ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов», ни в МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы» , который можно использовать в дополнение к национальному стандарту при решении неурегулированных вопросов.

Условия признания актива нематериальным сформулированы в п. 3 ПБУ. Но прежде чем их оценивать по отношению к сайту, нужно выяснить, что он из себя представляет. Для этого обратимся к Закону об информации.

В нем есть понятие сайта в сети Интернет — это совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети. Одним из ключевых слов в этом определении является программа для ЭВМ. Данный результат интеллектуальной деятельности относится к НМА при выполнении условий п. 3 ПБУ, а именно:

— объект способен приносить организации экономические выгоды в будущем, в частности предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации. Совокупность программ и информации, представляющих сайт, создаются для того, чтобы использоваться в основной деятельности хозяйствующего субъекта;

— организация имеет право на получение экономических выгод, которые данный объект способен приносить в будущем (в том числе организация имеет надлежаще оформленные документы, подтверждающие существование самого актива и права на него), а также имеются ограничения доступа иных лиц к таким экономическим выгодам (то есть имеется контроль над объектом). Право на использование сайта можно идентифицировать не только по условиям заключенного договора, но и по паролю, выдаваемому администратором сайта его владельцу;

— возможность выделения или отделения (идентификации) объекта от других активов. Совокупность программ и информации находится на сервере провайдера, а в бухучете затраты, связанные с созданием и эксплуатацией сайта, можно выделить от других расходов;

— объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. Сайт, как правило, разрабатывается на продолжительное время (более года), что говорит о долгосрочном характере данного актива;

— организацией не предполагается продажа объекта в течение 12 месяцев (обычного операционного цикла);

— фактическая (первоначальная) стоимость объекта может быть достоверно определена. Сумма затрат, связанных с созданием сайта и началом его использования, вполне конкретна и не представляет собой некое оценочное значение с приближенной величиной;

— отсутствие у объекта материально-вещественной формы. У сайта нет такой формы, так как это совокупность программ и информации, а не имущества (серверов, дисков), на которых хранятся обозначенные результаты интеллектуальной деятельности.

Получается, все перечисленные условия признания сайта в качестве НМА выполнимы, что отчасти снимает неопределенность.

Однако есть одно небольшое «но» — п. 39 ПБУ, согласно которому платежи за предоставленное право использования результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, производимые в виде фиксированного разового платежа, отражаются в бухгалтерском учете пользователя (лицензиата) как расходы будущих периодов (РБП) и подлежат списанию в течение срока действия договора.

Что это — анахронизм? Вовсе нет. Дело в том, что в названном пункте речь идет о передаче (получении) НМА в пользование. Тот, кто его получил, то есть пользователь, учитывает НМА на забалансовом счете, отражая при этом разовые платежи за пользование в составе РБП.

Как можно передать сайт в пользование (без продажи всего бизнеса, для которого он приносит доход), автор не представляет. Поэтому будем считать, что обозначенное правило не относится к рассматриваемому в статье объекту учета.

Как определить первоначальную стоимость?

У любого актива, включая НМА, должна быть оценена его первоначальная стоимость. Согласно п. 7 ПБУ 14/2007 фактической (первоначальной) стоимостью НМА признается сумма, равная величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности, уплаченная или начисленная при приобретении, создании актива и обеспечении условий для использования актива в запланированных целях. Для того чтобы это применить на практике, нужно знать, какие затраты несет владелец сайта.

В первую очередь — оплата первичной регистрации сайта (получения доменного имени).

Напомним: согласно Закону об информации доменное имя — это обозначение символами, предназначенное для адресации сайтов в сети Интернет в целях обеспечения доступа к информации, размещенной в сети.

После получения такого имени начинается разработка базовых и производных элементов сайта, при этом нужно еще получить место на сервере, где будут находиться программы и информация.

Для решения этого вопроса следует обратиться к провайдеру хостинга — лицу, оказывающему услуги по предоставлению вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе, постоянно подключенной к сети Интернет. Проще говоря, нужно арендовать место на сервере, где будет находиться информация о сайте и используемые для его работы программы.

Следующий этап — тестирование и отладка сайта, включая доработку дизайна, чем занимается та же организация, которая привлечена для разработки web-ресурса. Она же осуществляет его дальнейшее продвижение в сети Интернет.

Бухгалтеру нужно разобраться с тем, какие из названных затрат связаны с созданием и запуском сайта, а какие — с текущим сопровождением и обслуживанием. Первые капитализируются в стоимости НМА, вторые — относятся на расходы текущего периода.

Итак, капитальными затратами является оплата первичной регистрации сайта, услуг по его разработке, тестированию и отладке. Всем этим, как правило, занимается компания — разработчик web-ресурса для конкретного заказчика.

Цена ее услуг и есть фактическая стоимость сайта. При этом договор может подразумевать дальнейшее сопровождение web-ресурса и его продвижение в Интернете. Такие затраты в первоначальную стоимость НМА уже не включаются, а относятся к текущим расходам владельца сайта. К последним логично отнести оплату услуг хостинга, которые хотя и оказываются с начала создания сайта, тем не менее относятся к определенному периоду его использования.

Также не капитализируется в первоначальной стоимости НМА последующая плата за использование доменного имени сайта, так как эти расходы произведены после того, как сайт введен в эксплуатацию и используется в деятельности организации.

Не исключено, что в договоре все намного проще, одна сумма установлена за запуск web-ресурса, а другая — за его последующее обслуживание. Тогда, следуя описанной методологии, первую сумму необходимо отнести к капитальным затратам, формирующим стоимость сайта, а вторую — к последующим текущим расходам его владельца.

Как быть с амортизацией?

Сайт изначально создается на неопределенный срок, но, конечно, не более срока деятельности организации. Даже названное ограничение предугадать сложно. Нет определенности и со сроком использования сайта, так как он не тождественен сроку действия заключенного договора на передачу прав на использование сайта. Ведь заключить договор можно на год, предусмотрев при этом его многократную пролонгацию.

Если неизвестно, сколько будет использоваться НМА, амортизация по такому активу не начисляется. Амортизацию можно начислить после того, как появятся данные по сроку использования актива. Другой вариант — это установить СПИ ориентировочно (на ближайшее будущее — 5, 10 лет), а затем его пересмотреть, также корректируя оценочные значения.

Если по прошествии установленного периода выяснится, что сайт и дальше будет использоваться в деятельности организации, то нет смысла дробить амортизационные отчисления на более длительный период.

Почему? Потому что СПИ НМА считается оценочным значением, которое корректируется перспективно, так как не является исправлением допущенной ошибки. Соответственно, увеличить срок списания можно лишь в части остаточной стоимости НМА, а на момент завершения первоначально определенного СПИ она нулевая. Правда, можно заранее выяснить, как долго будет использоваться сайт.

Излишне продолжительный период амортизации, с одной стороны, позволяет равномернее распределить расходы, а с другой — повышает трудоемкость и снижает пользу от самого процесса распределения, эффект от которого, в большинстве случаев, будет несущественен в силу небольших сумм.

Налоговый учет

При расчете налога на прибыль (как и в бухгалтерском учете) связанные с созданием сайта затраты могут аккумулироваться в его стоимости как объекта НМА. Напомним: для целей налогообложения НМА признаются приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (п. 3 ст. 257 НК РФ).

К нематериальным активам, в частности, относятся исключительное право автора и иного правообладателя на использование программы для ЭВМ, базы данных.

Сайт прямо не поименован в составе налоговых НМА, но, учитывая, что это совокупность программ для ЭВМ и иной информации, то при наличии у владельца сайта исключительного права он может отразить его в составе НМА. Главное, чтобы сайт был связан с деятельностью, направленной на получение доходов, и имелись надлежаще оформленные документы, подтверждающие существование самого нематериального актива (договор, акт оказанных услуг по созданию и запуску сайта).

Но и в налоговом учете, как и в бухгалтерском, есть неоднозначная норма — пп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ. В ней сказано, что к прочим расходам текущего периода относятся затраты, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным и сублицензионным соглашениям).

К таким расходам также относятся расходы на приобретение исключительных прав на программы для ЭВМ стоимостью менее суммы стоимости амортизируемого имущества (40 000 руб.). В принципе сайт — не совсем программа для ЭВМ, а их совокупность, что тоже позволяет воспользоваться данной нормой, и если сайт стоит менее указанного предела, то у бухгалтера есть основание списать расходы на него единовременно.

Для налогового учета неважно, есть у организации актив или нет, главное, разобраться с доходами и расходами. И все же по стоимости и сроку полезного использования web-ресурс ближе к активам, стоимость которых уменьшает налоговую базу равномерно через амортизационные отчисления.

Еще одним плюсом признания сайта в налоговом учете в качестве НМА является отсутствие разниц с бухгалтерским учетом, при условии что первоначальная стоимость формируется по одинаковым правилам (а такое вполне возможно).

Различия могут возникнуть по причине разного срока полезного использования. В силу ст. 258 НК РФ в отношении прав на использование программ для ЭВМ налогоплательщик может самостоятельно определить срок полезного использования, который не может быть менее двух лет.

Если данный показатель определить невозможно, то нормы амортизации устанавливаются в расчете на срок полезного использования, равный 10 годам (но не более срока деятельности налогоплательщика). Получается, что налоговыми нормами установлен интервал от 2 до 10 лет, из которого бухгалтер на основании документов и имеющейся информации вправе выбрать значение СПИ (как и в бухучете), что поможет избежать разниц и применения ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций».

УСН

Сайт есть сегодня как у крупных и средних, так и у небольших компаний, которые пользуются преимуществами спецрежимов, в частности «упрощенки». Как вы знаете, при выборе объекта налогообложения «доходы минус расходы» расходы на приобретение (создание) НМА списываются единовременно.

Это означает, что бухгалтеру не нужно определять срок полезного использования, достаточно оценить первоначальную (фактическую) стоимость и списать ее в момент принятия сайта к бухгалтерскому учету (пп. 2 п. 3 ст. 346.16 НК РФ). Аналогичного мнения придерживается Минфин.

В бухгалтерском и налоговом учете затраты, связанные с созданием сайта, формируют стоимость НМА. Аналогичный порядок применяют и «упрощенцы».

Отдельно скажем, что Интернет — это не сеть связи, а информационно-телекоммуникационная сеть. Тем не менее доступ к ней обеспечивают операторы связи, расходы на оплату услуг которых относятся не только к сайту организации, но и к решению иных задач, для которых необходим Интернет. Поэтому данные расходы учитываются как текущие затраты по самостоятельному основанию, не связанному с сайтом и рекламой.