О платежных агентах

Платежный агент - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо (за исключением кредитной организации), деятельность которых связана с приемом платежей от физических лиц.

Если агент заключит договор напрямую с поставщиком, то он будет именоваться оператором по приему платежей. Если последний передоверил прием платежей другому лицу, то оно будет именоваться платежным субагентом. Все обозначенные термины представлены в Законе о деятельности по приему платежей.

Конкуренцию названным лицам составляют банковские платежные агенты, привлекаемые кредитной организацией в целях участия в оказании услуг по переводу денежных средств. Деятельность данных лиц регулируется другим нормативным актом - Законом о национальной платежной системе. Операторы связи как поставщики услуг сотрудничают со всеми лицами, но в статье внимание будет уделено "обычным" платежным агентам и их взаимоотношениям с операторами связи.

О признании доходов

Представим ситуацию. По условиям договора оператора связи с платежным агентом последний от имени первого за вознаграждение осуществляет прием денежных средств от физических лиц - абонентов и перечисляет полученные деньги на банковский счет оператора. Когда ему отражать расчеты с абонентами (поступление аванса, погашение задолженности) в бухгалтерском учете?

Оказывается, ответ на этот вопрос можно найти в п. 3 ст. 3 Закона о деятельности по приему платежей. Денежное обязательство физического лица перед поставщиком считается исполненным в размере внесенных платежному агенту денежных средств, за исключением вознаграждения, с момента их передачи платежному агенту. Раз так, то датой отражения расчетов оператора с абонентами является день поступления денежных средств от физического лица - абонента платежному агенту. При этом если оператор по тем или иным причинам признает доходы от оказания услуг кассовым методом, то есть по мере поступления денежных средств, то датой получения доходов признается день поступления средств от клиента платежному агенту.

Более полные указания даны в Письме Минфина России от 24.01.2013 N 03-11-11/28. Моментом погашения задолженности покупателя перед организацией является момент одновременного принятия оператором электронных денежных средств распоряжения, уменьшения им остатка электронных денежных средств плательщика и увеличения им остатка электронных денежных средств получателя средств на сумму перевода электронных денежных средств. Этот момент и является датой признания дохода (при кассовом методе).

Возникает вопрос: каким документом подтвердить названную дату?

Если речь идет о платежном агенте - банке, то первичным документом, подтверждающим поступление ему денежных средств от физических лиц, может быть реестр кредитной организации о принятых денежных средствах, заверенный соответствующим образом. Если платежный агент не относится к кредитным организациям, то тогда может быть составлен аналогичный реестр о принятых агентом денежных средствах в пользу поставщика (оператора связи). Последний на основании такого реестра отражает расчеты с клиентами (абонентами).

О признании расходов

Платежный агент при приеме платежей вправе взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между платежным агентом и плательщиком. Об этом сказано в п. 2 ст. 3 Закона о деятельности по приему платежей. То есть вознаграждение может взиматься помимо суммы платежа, указанного в квитанции клиента, - именно у него в данном случае возникают расходы по уплате вознаграждения платежному агенту.

Но на практике бывает и по-другому: платежный агент договаривается с оператором, что вознаграждение удерживается из средств, которые перечисляются исполнителю услуг.

Вроде бы для оператора это менее выгодно, но если платежный агент принимает большой объем платежей от населения, то почему бы не сделать исключение и не учесть комиссию платежного агента в собственных расходах, связанных с приемом платежей? Ведь, напомним, услуги платежного агента помимо собственно приема платежей предполагают и осуществление последующих расчетов с поставщиком.

За это тоже кто-то должен платить, и не обязательно этим кем-то должен быть клиент. Поэтому в отдельных случаях оплату услуг платежных агентов берут на себя поставщики, что не нарушает диспозитивную норму п. 2 ст. 3 Закона о деятельности по приему платежей.

Дата признания таких расходов определяется по правилам пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ. А именно: расходы в виде сумм комиссионных сборов признаются в целях налогообложения при методе начисления или на дату расчетов, или на дату предъявления расчетных документов, или на последнее число отчетного (налогового) периода.

Не будет также ошибкой признать для целей налогообложения прибыли расходы на вознаграждение платежному агенту на дату утверждения отчета агента принципалом (поставщиком услуг). Кстати, по тем же правилам можно признавать расходы на комиссионные вознаграждения платежных агентов для целей бухучета согласно ПБУ 10/99 "Расходы организации".

О документах платежного агента

Операциям с населением по приему платежей у населения платежные агенты уделяют не меньше внимания, чем расчетам с поставщиками услуг. Здесь нужно помнить, что при осуществлении большого количества наличных расчетов обязательным является применение ККТ в силу норм Закона о применении ККТ. Поэтому платежный агент при приеме платежей должен применять ККТ с фискальной памятью и контрольной лентой.

Как же можно применить один кассовый аппарат для использования на нескольких терминалах? Путем подключения одной или нескольких единиц ККТ к одному или нескольким платежным терминалам с использованием линий и каналов связи, не входящих в состав ККТ и платежного терминала.

Зачем все это операторам связи, выступающим в роли поставщиков услуг? Затем, чтобы урегулировать вопросы с клиентами-абонентами, а также с платежными агентами по не дошедшим до оператора или не поступившим вовремя платежам. Документальное подтверждение осуществленных расчетов до сих пор остается наиболее убедительным доказательством факта совершения операции при отстаивании интересов участниками сделки как во внесудебном, так и в судебном порядке.

О непростом сотрудничестве

Практика показывает, что иногда операторы заключают с платежными агентами договоры не только на прием денежных средств от абонентов через терминалы, но и на подключение абонентов (как дополнительный вид деятельности посредников).

В последнем направлении платежные агенты не всегда разбираются, в результате чего им приходится учиться на своих ошибках. Дело в том, что оператор поставил перед агентом условие: сумма его вознаграждения будет уменьшена, если клиент, заключивший договор на предоставление услуг через агента, будет пользоваться сетью Интернет менее трех месяцев с момента заключения договора.

По мнению недополучившего часть доходов платежного агента, предметом агентского договора не могут быть действия, составляющие содержание оказываемых принципалом возмездных услуг связи, а также результаты в форме положительного результата в предпринимательской деятельности принципала (оператора связи). Риски предпринимательской деятельности по оказанию услуг связи, в том числе сопряженные с действиями абонентов, лежат на принципале и не могут быть переложены на агента.

Суд не поддержал платежного агента, указав, что тот знал и понимал порядок исчисления своего вознаграждения и имел возможность повлиять на механизм его определения в момент заключения договора. При исполнении договора платежный агент не заявлял претензий в части применения условий о корректировке вознаграждения и подписал без замечаний акты выполненных работ за спорный период.

Спорное условие направлено на пресечение потенциальных недобросовестных действий агента, связанных с заключением договоров с абонентами, которые заведомо не будут исполняться со стороны абонентов либо будут исполняться в объеме, не перекрывающем базовую ставку вознаграждения.

По правовой сути агентский договор отличается от других посреднических договоров и договора возмездного оказания услуг более широким предметом действия: агент по поручению принципала совершает как юридические, так и фактические действия. В данном спорном случае это предполагает действия агента не только по заключению договоров от имени оператора, но и совершение фактических действий, которые приведут к достижению принципалом положительного результата в его предпринимательской деятельности.

Довод, что вознаграждение агента ставится в зависимость от деятельности третьих лиц, суд не принял, поскольку право оператора связи на корректировку вознаграждения не является ответственностью агента за действия абонентов.

В рассматриваемой ситуации агент отвечает за свои действия по недостаточному продвижению услуг оператора связи на рынке, необходимость которого предусмотрена агентским договором. В итоге условие оператора связи о продвижении услуг и корректировка агентского вознаграждения при его невыполнении признаны правомерными.

В заключение для общего развития скажем несколько слов о налоговых платежах и сборах, которые к операторам связи не имеют прямого отношения. Тем не менее любой сотрудник организации является плательщиком нескольких налогов (НДФЛ, налога на имущество, транспортного налога в отдельных случаях), и ему нужно знать следующее.

Традиционно налогоплательщики исполняют свои обязанности перед бюджетом в банках, оплачивая выставленные налоговые требования через операциониста или через банковский терминал.

Это подтверждает Минфин в Письме от 25.02.2013 N 03-01-10/5290: налогоплательщик имеет право уплатить налоги, сборы и иные платежи, администрируемые налоговыми органами, путем представления в банк соответствующего поручения на перечисление денежных средств в электронной форме по сети Интернет либо путем внесения денежных средств через банкоматы и платежные терминалы банков.

Можно ли для этого использовать небанковские терминалы? Финансовое ведомство дает отрицательный ответ, руководствуясь простейшей логикой. Налоговым кодексом не предусмотрена уплата налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов через платежных агентов, банковских платежных агентов. Поэтому не стоит пытаться найти данный сервис в терминалах быстрой оплаты.