Разработка бизнес-стратегии

Разрабатывать бизнес-стратегию непросто, потому что приходится принимать решения, основанные на том, что может случиться в будущем.

Эта проблема осложняется еще и тем, что множество людей готовы давать советы поданной теме: у каждого есть мнение на данный счет, потому что каждый видит будущее по-своему. Более того, даже в рабочем окружении могут находить применение различные методики, и выработка единого плана становится чем-то почти невозможным.

Даже если вы используете самый лучший способ, вам с самого начала не обойтись без дополнительной информации. И каждый ваш шаг должен быть выверенным, чтобы в итоге можно было получить что-то действительно ценное.

Не позволяйте сбить себя с толку; в сущности, вам нужен единый и результативный процесс – это главное. Представьте, что вы должны собрать обычный велосипед.

Все шаги достаточно логичны: начинаем с рамы, добавляем колеса, руль, привод и сиденье. Некоторые параметры заранее заданы (нельзя, к примеру, установить колеса без основной рамы и т. д.), но есть и некоторый ресурс допустимой гибкости в процессе сборки. Такой же подход оправдан и при создании стратегии.

Рациональнее начинать с определения положения, в котором вы находитесь в настоящее время (анализ ситуации). Однако можно начать и с определения той цели, которой вы намерены достичь. Вы можете начать также сверху (самого общего), рассматривая общие темы высокого уровня, или с нижнего уровня, то есть с изучения возможностей по улучшению деятельности.

Сам порядок действий – не решающий, но очень провести всю процедуру от начала до конца. В противном случае она просто теряет смысл. Если вернуться к аналогии с велосипедом, то имеет ли смысл его собирать, не завершая дело установкой сиденья?

Чем чаще вы все это проделываете, тем инстинктивнее и увереннее вы действуете. Повышая уровень стратегического мышления (существенно для тех, кто хочет ускорить свою карьеру), вы накапливаете знания, опираясь на те, что получили, занимаясь пошаговым планированием подобного рода.

Итак, в чем суть рекомендуемого процесса? Изучив книги и научные статьи о стратегии и реализовав немало успешных стратегических планов для многих компаний, специалисты предлагают следующие шаги.

  1. Начало процесса. На этом этапе собирается команда и решается, что ей предпринять в ближайшем будущем. Возникает желание согласовать действия, чтобы приступить к стратегическому планированию и успешно провести его, и вы должны стремиться стать участником процесса на данной стадии.
  2. Высший уровень стратегических решений. Проанализируйте общую ситуацию и установите цели и задачи верхнего уровня планирования в зависимости от сложившейся ситуации.
  3. Разработайте, если необходимо, бизнес-планы для отдельных подразделений организации.
  4. Объедините отдельные планы воедино, оптимизируйте их содержание и на этой основе создайте общий план действий.
  5. Оформите план в виде официального документа и сообщите о нем.
  6. Анализируйте и корректируйте его на основе регулярных обзоров.

Перечисленным выше стадиям работы над планом соответствуют 10 шагов в данной статье.

Совет

Поразмышляйте немного о том, как можно создать бизнес, который составил бы конкуренцию вашему сегодняшнему бизнесу. Какую продукцию вы бы стали выпускать? Насколько легко или трудно это было бы делать? Используйте эти рассуждения, представив себе, что вы действуете как самостоятельная организация.

Не забывайте, что стратегия – это нечто такое, что устремлено в будущее, однако базируется на реалиях настоящего, а знания, которые у вас есть, никогда не будут абсолютными. Не пытайтесь рассматривать стратегию как математическую задачу с единственно верным решением.

Совершая стратегический выбор, вы располагаете целым спектром возможностей и вариантов. Даже верные решения, принятые сегодня, завтра могут потребовать пересмотра из-за действий ваших конкурентов или перемен на рынке. Самое важное – чтобы стратегия не рассматривалась как нечто завершенное. Стратегия должна контролироваться и обновляться со временем.

Однако дело можно рассматривать и в другом ракурсе. После принятия того или иного стратегически важного решения часто требуется время, чтобы получить требуемый результат.

Компании, которые постоянно пересматривают свою стратегию, часто начинают рассылать сообщения, сбивающие с толку. Работники в подобной ситуации делают для себя вывод о том, что, когда стратегия начинает меняться, самое лучшее для них – ничего не предпринимать и подождать, пока все уладится.

Десять шагов стратегии

Рассмотрим пошаговую схему, которая облегчает жизнь команде, нацеленной на стратегические решения, и повысить эффективность ее работы.

Каждое направление потребует времени и усилий на освоение, но, как менеджер «Секретов успеха», вы сумеете определить для себя, на чем сосредоточить внимание, и при правильном подходе к делу ваша команда заработает как никогда. Методику десяти шагов мы рассмотрим ниже.

  1. Start the process... Начать процесс: согласовать схему работы с акционерами.
  2. Take stock... Провести оценку: проанализировать, что обстоит неплохо, а что нуждается в будущих изменениях.
  3. Review high-level themes... Сделать обзор ключевых тем: миссия, основные цели, конкурентные преимущества, видение будущего.
  4. Agree high-level objectives... Согласовать цели и задачи высшего уровня планирования.
  5. Target key product and markets... Определить ключевые товары и рынки: выпуск новой продукции, перспективы выхода на новые рынки, ценовую политику, увеличение рыночной доли.
  6. Extend to develop internal capability and functional plans... Установить широту границ для развития внутренних возможностей и планирования на функциональном уровне.
  7. Generate risk register... Выработать процедуру регистрации рисков и план «подтверждения будущего».
  8. Integrate all corporate wide-projects... Интегрировать на уровне концептуального понимания все корпоративные проекты и ключевые направления деятельности.
  9. Engage and empower...with good communication... Организовать и ввести в компании эффективную систему обмена информацией.
  10. Supervise progress... Контролировать развитие и общее управление компании.

Поиск