Психология составления текста договора

Одинаковых людей нет и все люди неповторимы, поэтому в каждом конкретном случае при составлении текста договора с каждым контрагентом нужно учитывать особенности психологии именно этого контрагента или людей, представляющих интересы контрагента - юридического лица.

В тех случаях, когда составляющий текст договора юрист не имеет контакта с контрагентом или его юристом, можно дать лишь общие рекомендации.

Вот несколько советов, кажущихся на первый взгляд простыми, но вполне действенными на практике (особенно когда они применяются продуманно и не по отдельности, а в комплексе).

1. Возьмем, например, договор банковского вклада, который предлагается в офисе какого-нибудь банка для заключения с вкладчиком - физическим лицом.

В подавляющем большинстве случаев в шапке такого договора банковского вклада написано черным по белому, что банк, с одной стороны, и вкладчик, с другой стороны, заключили этот договор. Банк заключил договор. БАНК. Его Величество БАНК с каким-то там вкладчиком.

Сам по себе напрашивается вопрос: почему первым в шапке договора указан банк, а не клиент банка? А где же проявление уважения к клиенту, который "кормит" банк и который "всегда прав"? Почему бы не указать в шапке договора первым именно клиента? На наш взгляд, указывая сначала себя и лишь потом клиента, банк проявляет к клиенту очевидное неуважение.

Конечно, вкладчики банков привыкли к такому отношению (вернее, не замечают или не понимают этого). Они не откажутся от заключения договора банковского вклада только из-за того, что в шапке договора первым указано наименование банка, а уже затем они (вкладчики).

Тем более многие считают, что банк не будет менять текст договора из-за такой "мелочи". Но многолетняя практика автора настоящей статьи показывает, что указание в шапке договора на первом месте контрагента, а затем уже заинтересованного лица - все-таки не пустая трата времени. Тем более если это сочетается с грамотным составлением текста договора и использованием других психологических приемов (даже когда сторонами договора являются крупные компании).

Поэтому, чтобы контрагент видел уважение к себе и чувствовал свою значимость, рекомендуем в шапке договора первым указывать контрагента, а уже затем заинтересованную сторону.

Например, составляя текст договора между ООО "Улица" и ООО "Дом", защищая при этом интересы последнего, юрист может написать так:

"Общество с ограниченной ответственностью "Улица" (далее - продавец) в лице генерального директора Иванова Ивана Ивановича, выступающего от имени продавца и действующего в соответствии с его уставом, и общество с ограниченной ответственностью "Дом" (далее - покупатель) в лице директора Петрова Петра Петровича, выступающего от имени покупателя и действующего в соответствии с его уставом, заключили..."

2. Составляя текст договора, юрист может воспользоваться только что данным советом, указав в шапке договора первым контрагента, и на этом остановиться. Но думающий юрист пойдет дальше. Он может выделить имя контрагента в тексте договора и не выделять имя своего клиента, стараясь "выжать" максимум при минимуме возможностей. Для этого наименование контрагента в шапке договора набирается крупным шрифтом (прописными буквами), а наименование заинтересованного лица - обычным шрифтом (строчными буквами).

Например, когда юрист составляет текст договора между ООО "Улица" и ООО "Дом", защищая при этом интересы последнего, шапка договора может быть такой:

"ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "УЛИЦА" (далее - ФИРМА) в лице генерального директора Андреева Николая Сергеевича, выступающего от имени ФИРМЫ и действующего в соответствии с уставом ФИРМЫ, и общество с ограниченной ответственностью "Дом" (далее - общество) в лице генерального директора Сидорова Антона Владимировича, действующего на основании устава, заключили настоящий договор (далее - договор) о нижеследующем".

Такая шапка дает еще одну хорошую возможность: указывать в дальнейшем тексте договора наименование контрагента крупными (прописными) буквами, выделяя его тем самым в тексте и привлекая к нему внимание того человека, кто будет читать текст договора (как до, так и после его заключения).

3. Воспользуемся приемом "психологическая уловка". В самом общем виде (без привязки к конкретной ситуации или к конкретному субъекту) этот прием может быть реализован при составлении текста договора двумя способами.

При первом способе, нужно возвеличить контрагента и максимально замаскировать юридически значимые условия сделки, последние "разбрасываются" по всему тексту.

Второй способ представляет собой включение в текст договора как можно большего количества полномочий и прав, предоставленных контрагенту. Это могут быть полномочия и права, переписанные из императивных положений нормативных правовых актов или диспозитивных норм, не предоставляющих ему (контрагенту) никаких реальных выгод по сравнению с указанными в законе нормами.

Пусть этих полномочий и прав будет в избытке, пусть их будет даже слишком много. При этом условия, нужные заинтересованному лицу, дающие ему реальные выгоды, вписываются в текст договора мимоходом, незаметно (например, в раздел договора, название которого не имеет ничего общего с теми условиями, которые нужно "спрятать" от контрагента).

Кроме того, права и обязанности заинтересованного лица можно указать "зеркально", т.е. включив в текст договора большое количество обязанностей, возлагаемых на него императивными нормами права, а потому действующих независимо от включения (или невключения) их в текст договора и не подлежащих изменению сторонами договора.

К примеру, составляя текст договора подряда на выполнение проектных работ между ООО "Улица" и ООО "Дом", защищая при этом интересы подрядчика - ООО "Дом", юрист может включить в текст договора полностью п. 2 ст. 759, ст. 760 ГК РФ и п. 1 ст. 761 ГК РФ.

Кроме того, в тексте договора можно указать как можно больше полномочий и прав контрагента, придуманных юристом, составляющим текст договора, которые фактически не имеют никакого юридического смысла (подобные полномочия и права, как мы понимаем, зависят от фантазии составителя и конкретных условий и обстоятельств сделки). При этом, чтобы данные полномочия и права контрагента были декларативными, в тексте договора не должно быть обязанностей заинтересованного лица, корреспондирующих этим полномочиям и правам контрагента.

В частности, в тексте договора оказания юридических услуг между ООО "Улица" (исполнитель) и ООО "Дом" (заказчик), защищая при этом интересы заказчика, в тексте договора можно написать:

"2.1. Исполнитель вправе в случае увеличения объема и (или) усложнения условий оказания юридических услуг (по сравнению с предполагаемыми на момент заключения договора) обсудить с заказчиком вопрос увеличения размера оплаты услуг исполнителя".

Если в этом договоре не будет предусмотрено встречной обязанности заказчика обсудить с исполнителем вопрос увеличения размера оплаты услуг исполнителя в случае увеличения объема и (или) усложнения условий оказания юридической помощи (по сравнению с предполагаемыми на момент заключения договора), то право исполнителя, указанное в предыдущем абзаце настоящей статьи, будет лишь фикцией, декларацией, не имеющей никакого юридического смысла.

В этом же тексте договора оказания юридических услуг между ООО "Улица" (исполнитель) и ООО "Дом" (заказчик), защищая при этом интересы последнего, в текст договора можно включить такие пункты:

"1.4. Исполнитель гарантирует заказчику:
отсутствие договорных и иных отношений с лицами, которые могли бы оказать влияние на исполнение договора;
свою независимость и объективность в ходе исполнения договора;
что на момент заключения договора он не связан какими-либо обязательствами с третьими лицами и отсутствуют какие-либо обстоятельства, которые препятствуют исполнителю заключить договор;
высокое качество услуг, оказываемых заказчику в ходе исполнения договора;
внимательное отношение к поручениям, полученным им от заказчика".

Невооруженным глазом видно, что все эти обязанности исполнителя являются чистыми декларациями и не несут никакой смысловой нагрузки. Между тем свою функцию отвлечения внимания контрагента от других, юридически более значимых условий договора эти "обязанности" выполнить могут.