Совершенствование навыков руководителя в розничной торговле

Вполне понятно, что сегодня современный директор магазина основное внимание уделяет вопросам разработки торговой концепции, стратегии и политики предприятия.

Другими словами, он является Человеком, который принимает основные решения и на фоне этого несет ответственность.

Не так давно именно это качество – умение принимать решения – называлось как основное и чуть ли не единственное, необходимое руководителю. А все остальные качества, помогающие управлять людьми, считались желательными, поскольку обладать ими могли ближайшие помощники руководителя.

Но те времена остались за горами, и сейчас активно развивается рынок покупателя, а это значит, что предложение превышает спрос, конкуренция растет, а покупатель становится все требовательнее, капризнее, переборчивее.

У него все меньше времени и все больше информации как о товарах и услугах, так и о своих правах потребителя. Он хочет конструктивного диалога в своих отношениях с продавцом, которые склонен рассматривать как партнерские в противоположность навязыванию или, напротив, безразличию к его индивидуальным потребностям.

Торговому розничному предприятию необходимо выделяться в ряду конкурентов, которых становится все больше. Нужна та самая изюминка, особенность, уникальность, которая сформирует его привлекательный имидж в сознании потребителя. И если это удалось, останавливаться нельзя, так как имидж требует заботы и ухода, постоянного развития, укрепления и продвижения. Рынок (читаем: покупателя) необходимо изучать, завоевывать, удерживать, а иногда и возвращать в случае его потери.

При этом продовольственный магазин будет уверенно чувствовать себя на рынке только в том случае, если у него будет развито собственное производство, что позволит предоставлять покупателям дополнительные услуги (возможность приобретения полуфабрикатов, готовой продукции, кондитерских изделий, выпечки и пр.).

Все дело в том, что психология потребительского поведения стремительно меняется. Мы стали уважительнее относиться к своему времени, больше хотим что-то узнать, куда-то успеть, найти возможность для встреч, поездок, отдыха.

Именно поэтому таким спросом стали пользоваться услуги, за которые покупатель готов платить, покупая не только сам продукт, но и свое время. Но! Услуги должны быть высокого качества, тогда они и будут представлять ценность для покупателя. А для того чтобы обеспечивать высокое качество и тем самым укреплять свою репутацию на рынке, коллективу торгового предприятия необходимо работать как единая команда, каждый член которой одинаково болеет за общий результат.

Вот почему сегодня руководителю необходимо иметь как минимум шесть обязательных качеств. Первая тройка при этом представлена лидерскими качествами, в частности умением принимать стратегические решения, вариативностью в принятии решений (способностью к разработке различных вариантов), креативностью (творческим, нетривиальным подходом) в принятии решений.

Три следующих качества ориентированы на создание командного духа рабочего коллектива. Эти качества представлены умением слушать, способностью делегировать полномочия, способностью реализовывать дальнейшее развитие своих подчиненных.

Нельзя забывать о таком качестве как коммуникативная компетентность в целом. Лишь при ее наличии возможно развитие выше перечисленных практических навыков руководителя, это качество дает возможность «заглянуть в будущее» и, соответственно, адекватно оценить возможности предприятия, а также верно распределить ресурсы. Такое управление является стратегическим, единственно возможным в условиях растущего и развивающегося рынка.