Современные подходы к торговле. Требования, предъявляемые к товарам

Современные подходы к торговле. Требования, предъявляемые к товарам

В процессе удовлетворения потребностей оцениваются человеческие достижения, способствовавшие созданию товаров.

Стремление потребителей иметь более совершенные изделия обусловливает высокие требования к товарам, в том числе касающиеся их соответствия своему назначению, то есть любая продукция должна по максимуму удовлетворять потребности потенциальных клиентов. Комплекс постоянно формируемых в общественном сознании требований к товарам отражается на их проектировании и производстве.

Требования, предъявляемыми к товарам, – это качественные характеристики, которым должны соответствовать товары в процессе удовлетворения потребностей. Именно потребности определяют требования к конкретным товарам. Они дифференцируются по потребительским признакам у отдельных потребителей, но вместе с тем имеют и схожие черты.

Требование к товарной массе, предназначенной для удовлетворения потребностей общества, состоит в том, что в каждый момент времени количество определенных видов товаров, которое возможно и необходимо произвести, должно обеспечивать равновесие между общественным производством и потреблением, а также удовлетворять запросы потребителей, касающиеся качества и разнообразия товаров, их ассортимента.

Требования носят в основном конкретный характер, направлены на товары определенного вида и касаются необходимых потребителям свойств.

По временному признаку различают текущие и перспективные требования.

Что касается текущих требований, то их разрабатывают и предъявляют к продукции, производимой и реализуемой с учетом достигнутого уровня производства.

Будучи обязательными к исполнению, они, как правило, регламентируются стандартами и сертификатами, разрабатываемыми на национальном и международном уровнях. Нормативные документы обеспечивают проектирование и изготовление товаров в соответствии с требованиями к качеству и ассортименту, существующими в обществе. Эти требования подлежат обязательному периодическому пересмотру, конкретизации и коррекции.

Перспективные требования рассчитаны на будущее создание товаров с более высоким уровнем потребительских свойств, в расширенном ассортименте и с использованием достижений НТП.

По степени распространения требования к товарам разделяются на общие и частные (специфические).

Общие требования распространяются на преобладающее большинство товаров, по сути, регламентируя их важнейшие особенности: соответствие назначению и антропометрическим характеристикам человека, удобство, безопасность и безвредность, устойчивость в потреблении.

Специфические требования имеют своим объектом отдельные группы и виды товаров и затрагивают существенные для них свойства. Так, для парфюмерных товаров это аромат, строительных материалов – морозостойкость, музыкальных инструментов – акустические свойства.

Условием реализации товаров на рынке является их признание потребителями. При широком выборе предпочтение отдается изделиям, отвечающим как потребностям покупателя, так и требованиям к товару данного вида.

Платежная способность покупателей имеет определенную ограниченность в отличие от ассортиментного разнообразия товаров. Данное противоречие неизбежно обостряет борьбу производителей за первоочередное признание своих товаров на рынке, что является средством получения прибыли.

Всякий товар как предмет обмена обладает меновой стоимостью. Однако в данном случае нас интересует другая характеристика – потребительная стоимость.

Она отражает уровень ценности товара с учетом его способности удовлетворять потребность, то есть исходя из комплекса, который представлен социальными, функциональными, эргономическими, эстетическими и прочими требованиями к качеству продукции. Уровень качества – важнейший ориентир для потребителя при оценке товара и его признании в сопоставлении с другими товарами.

Практика показывает, что потребитель, в процессе выбора продукции, предназначенной для удовлетворения конкретно-функциональной потребности, выделяет тот товар, который в по максимуму соответствует той или иной потребности.

Следовательно, конкурентоспособность товаров – относительная характеристика, потребитель сравнивает товары-аналоги на основе субъективных критериев оценки и по степени соответствия потребностям и требованиям рынка.

По результатам изучения и оценки потребностей выделяется набор параметров, которыми руководствуются покупатели при оценке товаров на рынке, а также установить величину невесомость каждого параметра.

Определение набора потребительских параметров и составляет основу анализа конкурентоспособности товара. К примеру, в условиях ускорения НТП необходимо учитывать, что существенно возросла значимость технического совершенства товаров, их соответствия последним достижениям в научной и технической сфере.

Потребительские характеристики включают параметры, которые определяют важнейшие свойства товаров, интегрирование выражающие полезный эффект. Последний рассматривается в зависимости от параметрического ряда товаров, особенностей потребления, а также типологии потребителей.

Общие параметры имеют нормативный, регламентирующий характер, по ним судят о патентной чистоте товара, его соответствии требованиям сертификации, международным и национальным стандартам и регламентам. Без такого соответствия реализация товаров практически нереальна.

Конкретные параметры потребительских свойств вариативны, что обусловлено как физической, так и социальной средой.

Обратимся к подробному рассмотрению потребительских требований к товарам.

Социальные требования характеризуют целесообразность, адресность и перспективность товара.

Социальная целесообразность отражает необходимость, оправданность производства и потребления товара исходя из потребностей населения и реальных возможностей производства.

Следует создавать товар, если логика подсказывает, что это рационально с точки зрения его соответствия социальным потребностям. В данном случае целесообразность выражается в социальном эффекте от потребления изделий. Она определяется по общему уровню совершенства предмета, измеряемому с позиций потенциала знаний и материальных ресурсов, которыми располагает общественное воспроизводство.