3 ноября 2021

Агендерная мода: как стираются границы между мужской и женской модой

Агендерная мода: как стираются границы между мужской и женской модой

На протяжении тысячелетий одежда мужчин и женщин существенно отличалась. Но современность диктует свои правила: сегодня все больше брендов предлагают агендерную моду, которая стирает границы между одеждой для мужчин и одеждой для женщин. Фактически это «унисекс», который могут носить и мальчики, и девочки, и никто не скажет, что в этой одежде они выглядят не стильно.

Консервативное российское общество еще не очень терпимо относится к агендерной моде, но постепенно она проникает и в нашу страну. Например, уже никого не удивляют короткостриженые девочки в «джинсе» или штанах под камуфляж, и совсем не обязательно, что эти девочки имеют отношение к каким-то субкультурам или меньшинствам. Хотя субкультуры все же в чем-то были первопроходцами агендерной моды: те же рокерские «косухи», кожаные штаны, балахоны и майки с принтами популярных групп носили и парни, и девушки, и никого это особо не удивляло даже в далекие девяностые.

Сегодня из мира субкультур агендерная мода шагнула в массовый рынок. Бесполые коллекции одежды создают Zara и H&M, они появляются у премиум-брендов вроде Gucci. На первый план выходят удобство, комфорт и личные предпочтения человека. Например, почему парень не может одеть розовую куртку, если ему нравится этот цвет? Или что мешает выбрать узкие брюки с разнообразными украшениями? Те, кто уважает собственный вкус, собственные предпочтения, без проблем выберут такую одежду, и не будут оглядываться на стереотипы.

Кстати, одними из первых по пути создания агендерных коллекций пошли бренды детской одежды. Еще в 2017 году John Lewis, один из гигантов британского ретейла, отказался от разделения коллекций на мужские и женские. Одежда для маленьких леди и джентльменов была перемешана в торговых залах ретейлера. Каких-либо катастрофических последствий или резкого недовольства родителей и детей за этим шагом не последовало, после чего подобную стратегию взяли на вооружение и многие другие ретейлеры, не только в Великобритании.

Конечно, свою роль сыграла и та парадигма, которая сегодня господствует в западном обществе: для детей производят и продают агендерную одежду, не навязывающую ребенку стереотипы о половой принадлежности. Плохо это или хорошо, вопрос другой, но с точки зрения истории моды такая политика и ретейлеров, и брендов очень интересна. Мы становимся свидетелями появления принципиально новой моды, наверное – самой смелой и удивительной за всю историю человечества.

Особенно популярной агендерная одежда стала у представителей поколения Z. Это молодежь, рожденная между концом 1990-х и 2012 годом. В США более половины представителей этих возрастных групп покупают одежду, которая не относится к какому-либо гендеру. Более того, не только девушки покупают «мужские» модели, но и юноши уже не стесняются щеголять в юбках. А что, разве кто-то назовет шотландских гвардейцев Ее королевского величества немужественными парнями? Вот и обычные молодые люди отдают предпочтение килту, при необходимости сразу же ссылаясь на пример бравых шотландских молодцев.

Кутюрье предлагают и другие «исторические» образцы агендерной одежды, предлагая мужчинам разноцветные рубашки с жабо и воланами, цветастые и обтягивающие брюки или лосины. Корни такой одежде ищут в моде семидесятых годов ХХ века и даже в XVII-XVIII веках, когда мужчины, как известно, носили парики, чулки, жабо и кружевные рукава. Правда, большинство подобных экземпляров модных коллекций вряд ли будут использоваться для повседневного ношения в небольших городах. Это больше эксперименты дизайнеров и дополнительная возможность «богатым и знаменитым» выделиться на светских мероприятиях.

Впрочем, куда более распространены лайт-варианты агендерной моды. По сути, это рабочие комбинезоны и свитера, в которых ходили и мужчины, и женщины еще несколько десятилетий назад. Особой новизны в такой моде, конечно, нет, но раньше подобная одежда рассматривалась исключительно как рабочая, а сегодня ее используют в повседневных целях и даже как выходную. Таким образом, будущее агендерной моды может быть самым разным – и вызывающе ярким, бросающим в жар вечеринок, и скромно-однообразным, заставляющим вспомнить о дисциплине рабочих цехов. Одно можно утверждать точно: такая одежда не сделает мужчину менее мужественным, а женщину – менее женственной.

Вероника Лемле @nika_lemle

Профессиональный стилист -имиджмейкер, креативный директор фотосъёмок для модных журналов . Живет и работает в Нью Йорке.

Основатель модельной академии IMA Lemle для моделей и актёров 35+