Исламские банки
Во-первых, у исламских банков должны отсутствовать транзакции, связанные с взиманием процентных ставок (риба).
С точки зрения ислама кредитор имеет право претендовать на справедливое вознаграждение от заемщика, но оно не должно быть оговорено в виде процентной ставки, выплачиваемой в любом случае, а представляет собой долевое участие кредитора в доходах заемщика. Иначе говоря, исламская плата за пользование чужими денежными средствами зависит от доходности финансируемого проекта. Следовательно, в случае убыточности проекта плата за пользование кредитом может быть равна нулю.
Во-вторых, исламские банки не должны финансировать производство товаров и услуг, противоречащих нравственным ценностям ислама (харам). Например, им запрещено кредитовать торговлю алкоголем, производство свинины, азартные игры, производство порнографических фильмов и т.д.
В-третьих, исламские банки должны избегать сделок, связанных со спекуляцией (гирар). Иначе говоря, они не имеют права покупать и продавать товары (акции или иные активы) с целью извлечения спекулятивной прибыли. Запрещена также немедленная продажа активов с целью избежать финансовых потерь в будущем. С точки зрения исламской этики спекулянты создают личное благосостояние за счет всего общества в целом. Хотя нужно признать, что с точки зрения современного инвестиционного банкинга это требование особенно трудно выполнить.
В-четвертых, каждый исламский банк должен создать фонд, в который он сам (налог взимается с первоначального и резервного капитала банка и его прибыли) и его клиенты перечисляют 2,5% исламского налога в пользу бедных мусульман (закят). Закят выплачивается каждым мусульманином, если его состояние превышает нисаб. Нисаб, равный стоимости 85 г золота, — это минимальный размер состояния, с которого необходимо выплачивать закят. Например, для российского мусульманина по состоянию на 9 июля 2012 г. нисаб равнялся 141 912 руб.
Для того чтобы обеспечить на практике соблюдение религиозных требований, исламские банки, как правило, создают советы по шариатскому надзору, которые не только осуществляют контроль, но и дают банкирам соответствующие рекомендации.
Несмотря на прозвучавшие на XVIII ежегодной Всемирной исламской банковской конференции призывы к большей стандартизации и унификации исламского банкинга, на практике в деятельности исламских кредитных организаций наблюдаются довольно существенные различия. Это обусловлено как различиями в законодательстве различных стран, в которых действуют исламские банки, так и разными целями, которые они ставят перед собой.
Исламские банковские продукты
Если говорить о специфике работы с текущими счетами, то следует заметить, что обычные банки иногда начисляют по ним какие-то минимальные процентные ставки, в то время как в исламских банках их открывают только для проведения текущих расчетов. Сберегательные вклады в исламских банках также привлекаются на несколько других условиях по сравнению с тем, как это делается в обычном банке.
В отличие от обычного банка, зарабатывающего на процентной марже между ставкой заимствования на рынке вкладов и ставкой по кредиту, исламский банк фактически является партнером по бизнесу как со своими вкладчиками, так и со своими заемщиками, поскольку он разделяет с ними все имеющиеся риски.
Вкладчики исламского банка имеют право на долю в прибыли (хиба) согласно заранее установленному соотношению, а следовательно, получают вознаграждение с учетом принятого на себя риска. Вознаграждение по вкладам выплачивается в конце финансового периода путем соответствующего распределения части чистой прибыли банка.
При этом в одних исламских банках вкладчики предоставляют кредитной организации право использовать их депозиты по ее усмотрению, но в обмен получают гарантию возврата всей вложенной суммы. В других исламских банках сберегательные вклады фактически получают статус инвестиционного счета, но с менее строгими правилами по снятию денежных средств и более низкой величиной неснижаемого остатка.
В этом случае вложенные средства не получают гарантии по возврату, но банки стараются их вкладывать в краткосрочные проекты с низким уровнем риска. Правда, с учетом ожидаемой низкой доходности и минимального уровня неснижаемого остатка исламские банки вынуждены создавать по таким вкладам довольно большие резервы, чтобы своевременно удовлетворять требования вкладчиков по возврату средств.
Инвестиционные счета в исламских банках привлекаются как на определенный, так и на неопределенный срок, а инвесторы заранее соглашаются разделить прибыли (или убытки) банка в соответствии с заранее оговоренной пропорцией. При этом возврат вложенного капитала не гарантируется. Исламские банки используют различные способы инвестирования, но главными из них являются инвестиционное и торговое финансирование, а также предоставление займа.
Инвестиционное финансирование осуществляется различными методами. Один из этих методов — мушарака, то есть равноправное партнерство, предполагающее совместное выполнение проекта силами банка и предпринимателя. В этом случае банк входит в состав другого юрлица в качестве партнера по бизнесу, чтобы вместе с предпринимателем создать совместное предприятие.
При этом прибыль между участниками этого совместного предприятия делится в соответствии с заранее оговоренной пропорцией. В том случае, когда возникают убытки, партнеры их несут в соответствии с вложенным ими в предприятие капиталом. Совместное предприятие сохраняет юридическую самостоятельность, поэтому впоследствии банк может выйти из него, когда сочтет это необходимым.
Мударабах — деловое партнерство на доверительных началах. В этом случае также создается совместное предприятие с ограничением либо без ограничений по сфере деятельности. При этом банк предоставляет данному предприятию инвестиции, а другой партнер — свой опыт и услуги по управлению данным бизнесом. Прибыль между участниками этого совместного предприятия делится в соответствии с заранее оговоренной пропорцией. Правда, если возникнут убытки, то они возлагаются на банк, но их сумма не должна превышать общей суммы его инвестиций.
Иджара — передача исламским банком другому лицу права временного пользования какими-либо активами в обмен на выплачиваемую ренту. Данный метод во многом похож на используемый обычными банками лизинг. Согласно данной схеме финансирования арендуемые активы могут оставаться в собственности банка в течение длительного периода времени. Причем банк или лизинговая компания берет на себя все риски, связанные со снижением спроса на данные активы.
Истисна — соглашение на определенный срок. Клиент обращается в банк с заказом произвести, построить, приобрести определенный продукт (имущество) по согласованной цене, дав банку его четкое описание. Банк вступает в соглашение с производителем, который соглашается поставить продукт (выполнить работы) в указанный срок. Согласно контракту результаты работы сдаются либо клиенту, либо банку, после чего клиент оплачивает услуги банка. До начала изготовления товара заказ может быть отменен любой стороной, но если производитель уже начал изготавливать товар, то заказ не может быть отменен в одностороннем порядке. Правда, если поставленный товар не будет соответствовать установленной спецификации, то покупатель может от него отказаться.
Салам — будущая поставка продавцом определенного товара покупателю в обмен на полную его текущую оплату. Салам используется исламскими банками для финансирования фермерских хозяйств под будущий урожай, а также для кредитования предприятий, имеющих длительный производственный цикл либо сезонный характер производства.
Надбавка — один из методов торгового финансирования, используемый исламскими банками. Банк покупает товары для покупателя, который соглашается возместить ему стоимость этой покупки, а также выплатить определенную долю прибыли, которую он получит в будущем.
Мурабаха — кредитное партнерство для финансирования торговых операций. При данном методе финансирования клиент обращается к банку с просьбой приобрести для него определенные товары или имущество, а сам обязуется купить их у банка по более высокой цене. Соответствующая разница образует прибыль банка. При финансировании по схеме мурабаха клиент может вносить платеж по частям. Банк может потребовать какие-либо гарантии, однако ни при каких обстоятельствах не может завысить оговоренную с клиентом цену товара, а при отсрочке платежа клиент не платит штраф.
Лизинг (финансовая аренда) — банк покупает для клиента товар долгосрочного пользования в обмен на выплату арендной платы, а в конце срока аренды арендатор, выплативший стоимость покупки, становится его собственником.
Продажа с обратным выкупом — клиент продает с немедленной оплатой свою собственность банку по согласованной цене с условием, что он ее выкупит в определенный срок по согласованной цене.
Торговое финансирование с использованием документарных аккредитивов — исламский банк гарантирует импортеру оплату товара, поставленного его клиенту; в свою очередь, покупатель импортируемого товара обязуется выплатить банку согласованную долю будущей прибыли или надбавки к себестоимости реализуемого товара.
Главные формы кредитования в исламских банках:
- Кредиты с оплатой за их обслуживание. В ряде стран максимальный размер оплаты за обслуживание кредита устанавливается национальным законодательством.
- Беспроцентные кредиты, которые исламские банки из определенной части своих средств выдают нуждающимся лицам — крестьянам, малому бизнесу и малоимущим потребителям.
- Овердрафты — беспроцентные кредиты, выдаваемые до определенного максимума без взимания оплаты за пользование ими.
Другие банковские услуги, такие как перевод денежных средств, оплата счетов, торговля на рынке и т.д., где деньги исламского банка не используются, предоставляются клиентам с взиманием установленной комиссии.
Как известно, одним из важнейших источников ликвидности для обычных банков являются такие финансовые инструменты, как государственные, муниципальные и корпоративные облигации, дающие право на получение фиксированных доходов по долговым обязательствам эмитентов.
Для того чтобы обеспечить исламские банки ликвидностью, впервые исламские бонды (без права продавать их на вторичном рынке) были выпущены в 1983 г. Правительством Малайзии. Эти ценные бумаги представляли собой государственные инвестиционные сертификаты, дающие право на долевое участие инвестора в прибылях заемщика. В последние годы в ряде мусульманских стран появились торгуемые на вторичном рынке исламские бонды.
Особенно популярны сегодня в исламских странах сукук — ценные бумаги без фиксированного процента с доходностью — долей от прибыли заемщика. При инвестировании в исламские ценные бумаги в список эмитентов не включаются компании, производящие свинину, алкоголь, табак, торгующие этой продукцией; производители и продавцы оружия и боевой техники; фирмы, представляющие индустрию развлечений (казино, кинотеатры и т.д.), а также страховые и финансовые компании, получающие прибыль за счет процентов от сделок. По данным экспертов, к концу 2010 г. во всем мире состоялись 1963 эмиссии суверенных и корпоративных сукук на общую сумму 197,2 млрд долл. США, из них 58,5% приходились на Малайзию.
Перспектива создания исламского банка в России
В последние годы интерес к исламским банкам стал расти и в России (доля мусульман около 10%), в первую очередь в республиках со значительным мусульманским населением. Еще в январе 2008 г. на российском рынке появился паевый инвестиционный фонд БКС — Фонд «Халяль», предоставляющий возможность инвесторам приумножить свои средства в соответствии с принципами ислама.
Паи фонда можно купить более чем в 50 городах РФ. Фонд рассчитан на инвесторов-мусульман, проживающих в России и за рубежом, которые хотят быть уверены в том, что их сбережения будут направлены только в разрешенные исламом финансовые инструменты.
Как сообщило в январе текущего года азербайджанское агентство Trend со ссылкой на руководителя рабочей группы Международного банка Азербайджана по внедрению исламского банкинга Бехнам Гурбанзаде, азербайджанский банк и российский банк ВТБ планируют привлечь один из ведущих банков Казахстана к созданию единого исламского банка на пространстве СНГ. В начале июня 2012 г. в Казани компанией «ИСК «Евро-Полис» были проданы первые пять полисов ВЗР (страхование выезжающих за рубеж). Это первые исламские страховые продукты в России.
Вместе с тем, по мнению министра экономического развития и торговли Чеченской Республики Абдулы Магомадова, открыть сегодня полноценный исламский банк в России — дело достаточно трудное. Основная причина — отсутствие соответствующего законодательства. Например, по закону получатель беспроцентного кредита в нашей стране подвергается дополнительному налогообложению как получивший доход в виде отсутствия стандартного процента.
Одна из первоочередных проблем, с которой столкнется в России исламский банк, желающий работать на рынке розничных депозитов, — вступление в систему страхования вкладов физлиц. Поскольку в исламском банке выплата фиксированных процентных ставок не предусмотрена, очевидно, что клиенту может быть гарантирована сохранность только основной суммы вклада.
Другим недостатком является тот факт, что финансирование на условиях долевого участия в прибылях и убытках заемщика не подходит для краткосрочного финансирования, а также для некоммерческих предприятий, которые не могут иметь прибыли: школ, больниц и других социальных учреждений.
В свою очередь, далеко не всегда потенциальные заемщики готовы давать подробную информацию о реализуемом коммерческом проекте, а без этого финансирование на условиях долевого участия в прибылях и убытках может быть для банка весьма рискованным. К тому же разработка условий банковского кредитования по схеме долевого участия в прибылях и убытках требует гораздо больше времени, чем процедура выдачи обычного кредита по фиксированной ставке.
И еще один важный момент: в случае краткосрочной нехватки ликвидности исламский банк не сможет получить у Банка России, например, кредиты «овернайт», поскольку они выдаются по определенной фиксированной ставке, что противоречит исламской этике. Очевидно, что это касается и любого другого заимствования исламского банка не только у регулятора, но и у любого обычного банка.
Очевидно, что работа по кредитованию населения на российском рынке для исламского банка будет затруднена в связи с тем, что в соответствии с п. 1 ст. 819 ГК РФ платой по кредитному договору является уплата процентов на сумму кредита. Данные проценты являются платой банку за весь комплекс действий, совершаемых при выдаче кредита и его погашении заемщиком, и должны как покрывать его расходы, так и включать доход банка по этой операции. Следовательно, взимать плату за выдачу и обслуживание кредита согласно российскому законодательству нельзя, а выдавать кредиты под проценты исламский банк не может по этическим принципам.
Также очевидно, что без принятия особого законодательства, регулирующего в РФ работу исламских банков, их деятельность вряд ли будет успешной на отечественном рынке.