Интернет коммерция по-русски
Уже довольно многие люди перестали ходить в Сбербанк для оплаты счетов, потому что куда удобнее сразу разом и без очереди погасить все свои платежи в одном удобном аппарате. И ЖКХ, и пополнение мобильного счета, и оплата Интернета, и телевидения, и много чего еще есть в терминалах Qiwi, Рапида, ОСМП и др.
И что с того, что у банка такого-то стало на 10 новых точек больше в этом году, а у такого-то — на все 50, обеспечение населения терминалами гораздо выше.
Чтобы вернуть свой вес на рынке и преуспеть в будущем, банкам придется хорошенько попотеть. Да, с помощью интернет-банкинга, не выходя из дома, сегодня можно оплатить товары и услуги, забронировать билеты и гостиницы, оплатить еду из ресторана, коммунальные платежи и т.д. Но как много людей делает это? В Европе и США — каждый первый, у нас, дай бог, — каждый 1000-й.
Популярность терминалов и даже тех же Webmoney среди россиян почему-то гораздо выше. Банкам необходимо определиться с тактикой. Можно конкурировать с альтернативными финансовыми каналами, а можно сотрудничать.
Скорее всего, эффективнее и прибыльнее будет второй путь. Не совсем понятно, как именно нужно выстроить это самое драгоценное сотрудничество, но наметки есть. За Интернетом, безусловно, будущее, так что, помимо открытия филиалов, нужно позаботиться об удобном интернет-банкинге, а также об альтернативных электронных каналах банковских продаж.
Занимательная статистика
По прогнозам экспертов, рынок электронной коммерции в будущем будет расти практически семимильными шагами — темпами по 20 — 30% в год.
Электронная коммерция — это, пожалуй, все финансовые трансакции, которые осуществляются при помощи Интернета. С точки зрения эффективности веб-коммерция позволяет достигать ощутимых прибылей и, в то же время, требует относительно малого штата специалистов. При этом это тот бизнес, который не стоит концентрировать в одном (нескольких) регионе и можно довольно легко вывести на федеральный уровень и даже общемировой рынок.
Согласно прогнозам компании Data Insight по итогам 2011 г. объем российского рынка электронной коммерции достигнет 290 млрд руб.
Еще более оптимистичны результаты совместного обзора Ситибанка и корпорации Google: они прогнозируют совокупный объем интернет-покупок в нынешнем году аж в 600 млрд руб. При этом, по данным исследования Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) и компании Online Market Intelligence (OMI), интернет-пользователи являются активными потребителями дистанционных форм оплаты (без посещения офиса банка).
50% этих людей используют банковскую карту для оплаты товаров или услуг через Интернет, еще 43% — электронные деньги (Webmoney, Яндекс-деньги и пр.). Интернет-банкинг востребован у 22% пользователей Интернета, а вот мобильным банкингом пользуются всего 10% веб-активных россиян. Но в целом и 10-я часть интернет-пользователей — это немало.
Замечательные в целом цифры. Однако, есть и другие. Согласно докладу Boston Consulting Group (BCG) на Интернет в России пока приходится всего 1,6% ВВП (19,3 млрд на 2009 г.), и даже к 2015 г. этот показатель вырастет только до 2,6%, в то время как в развитых странах он уже на порядок выше: в Швеции — 6,6% ВВП, а в Великобритании — 7,2%.
С другой стороны, низкий показатель объема net-торговли в ВВП говорит лишь о том, что российский рынок электронной коммерции обладает огромными перспективами роста. Реализовать свой потенциал позволит совокупность факторов: изменение поведения отечественных потребителей, распространение Интернета в регионах. К слову, в Москве интернет-проникновение составляет порядка 75%, а в регионах всего 24%.
Количество интернет-магазинов в стране год от года растет, сегодня функционирует более 12 000 веб-торговцев. При этом концентрация на рынке не так высока, как, скажем, в банковском секторе.
По данным Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ), 82% интернет-пространства «занимают» 550 крупнейших интернет-магазинов. Правда, это не предел. К примеру, в США насчитывается порядка 20 000 официально зарегистрированных интернет-магазинов. Но и растет наш рынок более высокими темпами, чем американский или европейский.
Основная проблема отечественной интернет-отрасли заключается в том же, в чем и отрасли реальной торговли. Фирмы-однодневки.
Сотни интернет-«точек» появляются и исчезают через месяц-другой. Серьезных игроков на рынке мало. Еще несколько напрягает разбег прогнозов по емкости рынка — от 290 до 600 млрд руб. к концу года.
Скорее всего, любой прогноз сегодня (как и оценка) делается очень просто — подставлением мокрого пальца под ветер. Ровно поэтому и такой разброс. Как только кто-нибудь опубликует четкую методику оценки и прогнозирования по интернет-продажам — все станет на свои места. Наверное, это скоро случится, сегодня внимание буквально приковано к интернет-каналам.
Интернет финансы
Итак, проникновение финансовых услуг в массы россиян гораздо меньше, чем в развитых странах, но наши отечественные компании не лыком шиты.
Российские Mail.Ru и Яndex успешно сходили на IPO, эти бренды доказали, что виртуальное реально может стать реальным. «Ведущие западные интернет-магазины сравнимы по размерам с X5 Retail Group и растут по выручке на 40% в год», — рассказывает Дионис Гордин, генеральный директор НЛА «Региональные инновации и инвестиции».
Теперь другие отечественные веб-игроки и компании, связанные с интернет-торговлей, собираются за публичным размещением — «Ютинет.Ру» (интернет-гипермаркет электроники), интернет-магазин Ozon и др.
Оно и понятно, игроки интернет-рынка живут и развиваются именно в рыночных условиях. Ведь веб-пространство — это рынок почти совершенной конкуренции: много продавцов, много покупателей, абсолютная прозрачность, отсутствие барьеров.
«Драйвером роста интернет-компаний является увеличение скорости и качества Интернета, увеличение домашнего использования Интернета», — комментирует Федор Вирин, управляющий партнер НЛО-маркетинг, партнер DataInsight. Все эти обстоятельства подразумевают жесточайшую ценовую конкуренцию.
Зарабатывать будут те компании, которые смогут сделать операции эффективными, а маркетинг — почти нулевым.
«Последнее возможно, если проект инвестирует в клиентскую базу, клиентские сервисы, ассортимент (тем самым переводя огромную часть продаж на существующих клиентов и тратясь на маркетинг)», — уверен Михаил Уколов, управляющий партнер группы компаний «Ютинет.Ру».
По его словам, размещение «Ютинета» состоится в начале июля. «Мы ожидаем рост стоимости компании пропорционально росту выручки, которая у нас вырастет в 3 раза в этом году по отношению к 2010 и не менее чем в 2 раза в 12 по отношению к 11, — говорит Уколов. — Стало быть, инвестор может заработать на горизонте года очень много».
С одной стороны, кажется, что эти грандиозные события, успешные размещения интернет-компаний могут привести к раздуванию «пузыря» на рынке веб-коммерции, аналогичному ситуации с кризисом «доткомов». Но мы не думаем сейчас об этом, все-таки тогда были другие времена.
Сейчас 100% за Интернетом будущее в любом направлении, будь то банкинг или торговля одеждой. К тому же в России рынок е-коммерции весьма и весьма недооценен и, по прогнозам экспертов, еще долго будет расти в цене. В России общий объем инвестиций в веб-проекты исключительно мал и недостаточен для активного развития отрасли.
О «пузыре» можно было бы говорить, если бы успешно размещались подозрительные компании. Сегодня же мы видим успешные IPO сильнейших компаний отрасли. Люди намного больше времени проводят в Интернете и тратят в нем намного больше денег, чем три года назад — интернет-компании растут и начинают приносить хорошие дивиденды своим акционерам, поэтому спрос на их акции очень высок.
Но не все так чудно в датском королевстве. Эксперты уверены, что главные проблемы рынка электронной коммерции заключаются в том, что потребителю предлагается очень мало идей сервисов. Кроме того, в рынок инвестируется очень мало денег, даже на те идеи, что есть. Ну и уровень проникновения оставляет желать лучшего.
По словам Максима Клягина, аналитика УК «Финам Менеджмент», согласно различным оценкам подавляющая доля приходится на платежи наличными. С ним согласен и Михаил Уколов, по его мнению, пластик находится лишь на втором месте в рэнкинге способов оплаты интернет-услуг.
Выходит, что, несмотря на рост уровня финансовой грамотности россиян и динамичное развитие банков и проникновения банковских услуг в массы (в России эмитировано более 144 млн карт), объем внутренних безналичных платежей все еще крайне невысок.
По данным Центробанка, 67% банковских операций приходится как раз на снятие средств и лишь 33% — операции по оплате товаров и услуг. Наверняка потребительские предпочтения будут меняться, но этот процесс потребует времени.
«Социальные» банки
Вроде бы все понятно с e-commerce. Рынок недооценен, перспективы глобальные, есть проблемы, но где без них. Как же банкам органично встроиться в этот рынок. А здесь ответ прост. Кто первый — того и тапки.
Те банки, которые первыми будут осваивать альтернативные электронные каналы продаж и обслуживания, — те и будут, что называется, на коне. Безусловно, активное поведение в Интернете может принести банку потрясающие результаты.
Меня смешат пиар-специалисты банков, которые говорят, что «не время» еще выходить в социальные сети, мы посмотрим, что делают другие. Выдавать не буду «кадров», но такие есть, уверяю. Им смотреть на это недолго осталось. Говорят, что скоро чуть ли не коммуналку можно будет оплатить через Facebook.
Сегодня довольно активно в социальных медиа себя ведут банк «Тинькофф», ВТБ24, Альфа-банк, Сбербанк, Райффайзенбанк, Нордеа банк, Кредит Европа банк, Московский кредитный банк и др.
У банка «Тинькофф» в Facebook более 5000 «друзей», а ведь банк ведет практически полностью электронный банковский бизнес. Все это принесло кредитной организации неплохие результаты.
Конечно, сказываются и личные пиар-ходы Олега Тинькова, председателя совета директоров данного банка, взять хотя бы его цикл интервью с выдающимися деятелями российского бизнеса или рекламный ролик по поводу удобства online банкинга с исполнением самим Тиньковым речи под песню Виктора Цоя. Да и что говорить, у него самого в Facebook более 4000 «друзей», его интересно читать.
Госбанки также активно наращивают интернет-аудиторию как могут. Тут ВТБ24 намного опережает основного игрока рынка — Сбербанка — по количеству «друзей» («лайков»). К основным розничным банкам — госбанкам и Альфа-банку потребителей довольно много вопросов. Плюс анонсы акций и новости банковского рынка — тем они и живут.
Остальные кредитные организации стараются не отставать: объявления о свежих предложениях, новости из жизни банка, акции и розыгрыши для «друзей» банка. Некоторые банки для привлечения «лайков» используют и другие ходы. К примеру, Московский кредитный банк на своей странице рассказывает о сотрудниках банка, а Нордеа банк — об интересных фактах скандинавских стран.
Одно точно. Лишними для банков «друзья» в социальных сетях не бывают. Соцмедиа в первую очередь — это инструмент для повышения лояльности к бренду, узнаваемости банка.
Но за этим последует повышение продаж, как ни крути. Когда банк становится ближе к клиенту через Интернет, когда он готов послушать его жалобы и предложения в режиме онлайн, он становится, что называется, «ближе». С таким банком хочется работать. Хотя, безусловно, покамест без классического банкинга кредитным организациям не обойтись.