Учетная политика для ИП
Но в соответсвии с действующим законодательством (ФЗ от 06.12.2011 N 402-ФЗ) ИП не ведут бухгалтерский учет, следовательно, составлять бухгалтерскую учетную политику нет необходимости.
Но вот налоговая учетная политика должна быть у каждого предпринимателя. В этом документе отражаются правила и методы, которые будут использоваться при расчете налогов. Заметим, что применяемый режим налогообложения не имеет значения, поскольку налоговая учетная политика потребуется каждому ИП.
Зачем предпринимателю учетная политика
Налоговая учетная политика представляет собой совокупность способов подсчета доходов и расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных показателей в целях расчета налогов. Другими словами, в этом документе вы должны отразить все те правила и методы, которые будете применять при исчислении и уплате налогов.
В настоящее время вам предоставлено право самостоятельно выбирать, на каком налоговом режиме работать и какие методы оценки активов использовать. Например, Налоговый кодекс РФ предусматривает несколько методов оценки сырья и материалов — вам нужно выбрать тот, что вам удобен.
Кроме того, есть ряд ситуаций, для которых правила налогового учета не прописаны вовсе. Например, порядок распределения страховых взносов при совмещении УСН и ЕНВД не установлен. Тут вы должны разработать методы учета самостоятельно. И вот налоговая учетная политика — это и есть тот самый документ, в котором вы прописываете все выбранные методы учета.
Как утвердить документ
Сформировать учетную политику необходимо до 1 января года, в котором планируете ее применять. Утверждается учетная политика приказом ИП.
Тем ИП, кто деятельность ведет давно, но налоговой политики не разрабатывал, необходимо сделать это сейчас.
Включите в документ методы и правила налогового учета, которые уже применяете в бизнесе, и введите документ в действие начиная с 1 января 2015 г. При этом срок окончания действия документа указывать не надо.
Применять утвержденную налоговую политику вы можете последовательно из года в год. Составлять новый документ на каждый новый год не нужно. При необходимости вы можете внести в учетную политику изменения и дополнения. Оформлять поправки следует отдельными приказами.
Какие нормы прописать ИП в учетной политике по налогообложению
Сведения, которые следует отразить каждому коммерсанту в учетной политике, могут различаться. Имеет значение ваш вид деятельности, применяемая система налогообложения, совмещаете ли вы разные налоговые режимы или нет. Ведь тогда вы обязаны вести раздельный учет показателей, задействованных в разных бизнесах. Основную информацию, которую вам целесообразно прописать в налоговой политике, мы привели в таблице.
Пункты учетной политики, актуальные для предпринимателей
Положение | Что прописать в учетной политике | Примечание |
Режим налогообложения | Опишите применяемую систему налогообложения | Любой налоговый режим применяется сейчас в добровольном порядке. Однако учтите, что для перехода на спецрежимы (УСН, ЕНВД, патент) вам надо подать соответствующие заявления в ИФНС в установленные сроки |
Право подписи документов | Укажите лиц, имеющих право подписи документов | Если вы решили доверить кому-то ведение своего бизнеса, составьте на него доверенность, заверив ее у нотариуса. Имея доверенность, ваш представитель сможет заключать и подписывать договоры от вашего имени, распоряжаться банковским счетом, представлять ваши интересы в налоговой инспекции и других госучреждениях |
Оформление кассовых документов | Отразите, оформляете ли вы кассовую книгу, приходные и расходные кассовые ордера. Также укажите Ф.И.О. кассира | С 1 июня 2014 г. предприниматели могут отказаться от оформления кассовых документов. Если вы решили этим правом воспользоваться, составьте соответствующий приказ |
Лимит наличных денег в кассе | Предприниматели могут не применять лимит остатка денег по кассе. Тогда информацию об этом нужно записать в учетную политику | С 1 июня 2014 г. вы можете не устанавливать лимит наличных денег в кассе. Для этого составьте приказ. Если вы решили и дальше работать с кассовым лимитом, приведите в учетной политике порядок его расчета |
Ставки для начисления страховых взносов за работников | Укажите, имеете ли вы право на применение пониженных ставок по страховым взносам | Некоторые категории налогоплательщиков имеют право применять пониженные ставки по страховым взносам за работников |
Порядок выдачи денег под отчет |
Выберите один из двух способов: 1. выдача наличными из кассы; 2. перечисление на банковскую карту |
Действующее законодательство не запрещает перечислять подотчетные суммы на банковские карты работников. |
Порядок выдачи денег под отчет | Либо можно совмещать оба и прописать это в учетной политике | Если вы хотите использовать этот способ выдачи подотчетных сумм, закрепите его в учетной политике по налогообложению |
Положения для предпринимателей, применяющих УСН | ||
Объект налогообложения | Выберите один из двух объектов:
— «доходы»; — «доходы, уменьшенные на расходы» |
Если объект налогообложения в текущем году поменялся, отразите этот факт в учетной политике |
Метод оценки сырья, материалов и покупных товаров | Выберите способ оценки:
— по стоимости единицы товара; — по средней стоимости; — по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО) |
Обратите внимание: с 1 января 2015 г. в налоговом учете нельзя списывать товары, сырье и материалы методом ЛИФО. Если в прошлом году вы использовали именно этот метод, внесите изменения в учетную политику |
Положения для бизнесменов на ЕНВД | ||
Раздельный учет физических показателей | Пропишите порядок распределения физических показателей между видами бизнеса | Количество людей, занятых одновременно в нескольких видах бизнеса, распределите пропорционально среднесписочной численности работников, занятых во «вмененной» деятельности. Площадь, используемую в разных видах деятельности, лучше разделить фактически (перегородками, витринами и др.). Составьте план с разметкой торгового зала, на котором четко отразите, какая площадь подо что используется |
Раздельный учет страховых взносов с зарплаты сотрудников при ведении «вмененной» деятельности в разных м. о. | Укажите, как будут распределяться взносы с заработка административного и вспомогательного персонала — пропорционально удельному весу вмененного дохода по каждому месту ведения деятельности в общем объеме доходов | При ведении одного вида «вмененной» деятельности в нескольких отдельно расположенных местах следует раздельно учитывать страховые взносы за сотрудников, задействованных одновременно в каждом месте (бухгалтера, уборщицу). Поскольку вам придется заполнять декларацию по ЕНВД по каждому месту ведения бизнеса |
Положения для коммерсантов, совмещающих УСН и ЕНВД | ||
Раздельный учет общих расходов | Отразите порядок распределения общих расходов, выбрав один из вариантов:
— пропорционально доле доходов от конкретного вида деятельности в общей сумме доходов, рассчитанной за месяц; — пропорционально доле доходов, рассчитанной нарастающим итогом с начала года |
В НК РФ указано, что расходы следует распределять пропорционально доле доходов, полученных от каждого спецрежима. Однако непосредственно правила распределения не даны. Поэтому выберите удобный для себя вариант. Рассмотрим пример. Предположим, что за январь 2015 г. в рамках деятельности на УСН вы получили 900 000 руб., а сумма вмененного дохода составила 300 000 руб. Общая сумма дохода составила 1 200 000 руб. Доходы по УСН составляют 3/4 доли от общего дохода, а «вмененный» доход — 1/4. Следовательно, если вы выбираете распределение пропорционально доле доходов за месяц, расходы за тот же месяц следует поделить в следующей пропорции: 3/4 расходов относятся к «упрощенной» деятельности, а 1/4 — к деятельности на ЕНВД |
Раздельный учет страховых взносов, если коммерсант работает без наемного персонала | Можно выбрать один из вариантов учета личных взносов ИП:
— распределить их пропорционально доходам по разным спецрежимам; — всю сумму взносов учесть в рамках одного спецрежима (УСН или ЕНВД) |
Самозанятые бизнесмены без работников могут уменьшить налог по УСН и ЕНВД на всю сумму личных страховых взносов. Ваш выбор — распределять взносы пропорционально доходам или учитывать всю сумму в рамках одного из спецрежимов. Выбранный вариант закрепите в учетной политике |
Раздельный учет страховых взносов, если у бизнесмена есть работники и они заняты в бизнесе и на УСН, и на ЕНВД | Отразите порядок распределения взносов за работников, выбрав один из вариантов:
— пропорционально доходам по разным спецрежимам нарастающим итогом с начала года; — пропорционально доходу от каждого спецрежима за квартал |
При наличии работников во «вмененной» деятельности взносы, уплаченные за себя, можно учесть только в части, которая приходится на деятельность по УСН. Взносы за работников делите пропорционально полученному доходу. Для этого нужно вести раздельный учет доходов и расходов по спецрежимам. Налоговым периодом по УСН является год, а по ЕНВД — квартал. Поэтому вы вправе сами решить, как считать доход |
Раздельный учет страховых взносов, если работники коммерсанта заняты только в деятельности по УСН | Укажите порядок распределения взносов, выбрав один из вариантов:
— всю сумму личных взносов учитывать при ЕНВД, а при расчете налога по УСН списывать только взносы за работников; — распределять личные взносы между УСН и ЕНВД пропорционально доходам, полученным от каждого спецрежима |
Когда предприниматель не привлекает для «вмененной» деятельности работников, он вправе уменьшить ЕНВД на всю сумму личных страховых взносов. Поэтому вы можете все взносы, уплаченные за себя, списать в уменьшение ЕНВД. А налог по УСН уменьшить на взносы за наемных работников. Напомним, в данном случае налог по УСН нельзя уменьшить более чем на 50% |
Учет страховых взносов, если работники предпринимателя заняты только во «вмененной» деятельности | Можете прописать следующий порядок учета взносов: на всю сумму личных взносов уменьшать налог по УСН. А взносы за работников учитывать только при расчете ЕНВД | Если работники заняты только во «вмененной» деятельности, уменьшить ЕНВД на взносы за персонал можно не более чем на 50%. А вот налог по УСН можно уменьшить на всю сумму личных страховых взносов вплоть до нуля |
Положения для предпринимателей на патентной системе | ||
Учет доходов от «патентной» деятельности | Учет доходов от реализации ведется в книге учета по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 22.10.2012 N 135н |
На каждый купленный патент следует вести отдельную книгу учета. Отразите этот факт в учетной политике. Книги учета помогут вам контролировать возможность применения патента. Поскольку, если с начала календарного года ваши доходы в 2015 г. по всем видам «патентной» деятельности превысят 60 млн руб., вы утратите право на применение патентной системы |
Три главных совета
1. Отразите в своей налоговой учетной политике правила учета, которые в законодательстве не отражены или по которым вам предоставлено право выбирать из нескольких вариантов.
2. При выборе методов и способов налогового учета ориентируйтесь на те, которые вам будут более выгодны. Не надо прописывать в налоговой политике все подряд.
3. Каждый раз в конце года проверяйте, не надо ли внести в действующую учетную политику какие-либо поправки. Если понадобится, оформите их соответствующим приказом.