5 марта 2014

Банковская система Ливана

Банковская система Ливана

В последние 30 лет ЦБ Ливана устанавливал в своих указаниях и инструкциях четкие цели, определял показатели эффективности банковской деятельности и контролировал их воплощение банковской системой.

При этом ЦБ Ливана всегда с энтузиазмом откликался на международные инициативы в вопросах банковского регулирования (например, изменение методики оценки обеспеченности банков капитальной базой — так называемые Базель I, Базель II и даже Базель III) и одним из первых начинал их внедрять в ливанских банках.

Помимо ЦБ Ливана в регулировании и контроле над финансово-банковской системой страны также участвуют: Банковская контрольная комиссия — БКК (Banking Control Commission, BBC), Высшая банковская комиссия — ВБК (Higher Banking Commission, The Commission), Комитет финансовых расследований — КФР (Special Investigation Commission, SIC), Ассоциация ливанских банков — АЛБ (Association of Banks in Lebanon, ABL).

ЦБ Ливана представляет собой высший орган регулирования банковской системы и обладает наибольшей финансовой и административной автономией. На него возложены задачи обеспечения стабильности денежной системы страны и рационального управления банковским сектором.

Для решения этих задач ЦБ Ливана разрабатывает правила и директивы, направленные на развитие финансового рынка, платежных систем, переводов денежных средств и расчетов между участниками банковской системы.

Банковская контрольная комиссия (БКК) является контрольно-ревизионным подразделением, административно независимым, но функционирующим в тесном взаимодействии с ЦБ Ливана.

БКК осуществляет контроль за деятельностью банковских институтов посредством проверок качества финансового учета и отчетности, а также соблюдения банками Кодекса о денежном обращении и кредите, инструкций ЦБ Ливана, указаний БКК, базельских нормативов и правил МСФО (International Accounting Standards, IAS). Комиссия наделена правом по своему усмотрению издавать директивные указания в адрес финансовых институтов по исправлению тех или иных недостатков.

Высшая банковская комиссия (ВБК) — подотчетный ЦБ Ливана орган, созданный при нем и возглавляемый его управляющим. ВБК налагает административные взыскания на финансово-банковские институты, нарушающие положения Кодекса о денежном обращении и кредите, Инструкции ЦБ Ливана и другие нормативные документы.

Комитет финансовых расследований (КФР) — подразделение, ответственное за проведение специальных финансовых расследований, юридически независимое от ЦБ Ливана.

Согласно возложенным на него функциям КФР расследует случаи отмывания доходов, добытых преступным путем, и контролирует соблюдение правил и процедур, предусмотренных Законом от 20.04.2001 N 318 «О противодействии отмыванию преступных доходов». КФР, расследуя подозрительные сделки, имеет исключительное право нарушать банковскую тайну, с тем чтобы позволить правоохранительным органам и ВБК своевременно принять необходимые меры.

Ассоциация ливанских банков (АЛБ) — профессиональное объединение банков, зарегистрированных при ЦБ Ливана.

Основная задача ассоциации заключается в отстаивании интересов и поддержании высокой репутации банковского сектора. АЛБ постоянно координирует свою деятельность с деятельностью соответствующих органов управления банковской системой по вопросам оптимизации нормативной базы для улучшения функционирования банковского сектора. АЛБ наделена правом делегировать своего представителя в качестве члена в БКК.

Третьим, наиболее многочисленным, компонентом банковской системы являются различные по своей специализации финансово-банковские институты.

По классификации ЦБ Ливана к собственно финансово-банковским институтам относятся:

  • коммерческие банки (commercial banks);
  • специализированные банки средне- и долгосрочного кредитования (banks specialized in medium and long term credits);
  • финансовые институты (financial institutions);
  • лизинговые компании (leasing companies);
  • посреднические финансовые учреждения/брокеры (financial intermediation institutions/brokerage firms);
  • валютно-обменные фирмы (money dealers, или exchange institutions);
  • представительства иностранных банков (representative offices of foreign banks).

Коммерческие банки

Основными нормативными документами, регулирующими деятельность коммерческих банков в Ливане, являются Кодекс о денежном обращении и кредите (ст. ст. 121 — 135), а также базовое Решение от 21.12.2000 N 7739 «Об условиях открытия банков в Ливане».

Минимальный размер капитала ливанских банков, а также капитала, которым должны наделяться отделения иностранных банков, получивших лицензию на работу в Ливане, установлен в сумме 10 млрд ливанских фунтов (чуть более 6,5 млн долл. США). Из них некая сумма, определяемая Советом директоров ЦБ Ливана, депонируется (резервируется) на открываемом в Казначействе Ливана счете на имя соответствующего банка и возвращается ему в случае его ликвидации.

Если, по мнению Совета директоров ЦБ Ливана, открытие банка соответствует государственным интересам, Совет директоров выдает соответствующее разрешение, руководствуясь следующими критериями и условиями:

1) убедительность финансово-экономического обоснования и планируемых результатов на ближайшие три года;

2) высокая профессиональная компетентность и моральная чистоплотность учредителей, акционеров и высшего менеджмента банка, особенно отсутствие уголовных или гражданских наказаний в Ливане и за границей (отсутствие краж, хищений, мошенничеств, подделок, отмывания денег и ложных объявлений о банкротстве).

Образование и деятельность банков исламского типа в Ливане регулируются Кодексом о денежном обращении и кредите, Законом от 11.02.2004 N 575 «О создании исламских банков в Ливане» и базовым Решением от 26.08.2004 N 8829.

Оказывать финансовые услуги исламского типа в Ливане разрешается только ливанским исламским банкам и отделениям иностранных исламских банков. Банки, оперирующие в Ливане, должны иметь опыт проведения операций исламского типа.

Минимальный размер капитала для банков исламского типа установлен на уровне 150 млрд ливанских фунтов (97,8 млн долл. США), которые должны быть внесены на счет в ЦБ Ливана.

До начала операций часть этого капитала, согласно определению Совета директоров ЦБ Ливана, размещается на депозит в Казначействе Ливана на имя конкретного банка и возвращается ему без процентов в случае ликвидации банка.

Порядок обращения за получением лицензии на открытие ливанского банка или отделения иностранного банка исламского типа аналогичен предусмотренному для традиционных банков, с той лишь разницей, что учредительные (уставные) документы исламского банка должны включать раздел, посвященный Шариатскому консультационному совету (Shari’a Consultative Body), в котором детализируются вопросы назначения членов совета, его места, роли, целей деятельности, взаимодействия с другими подразделениями банка и осуществления внутреннего шариатского контроля.

Эти положения должны ясно указывать на то, что выполняемые банком в соответствии с принципами шариата операции в то же время не противоречат Закону от 11.02.2004 N 575 «О создании исламских банков в Ливане» и издаваемым в его исполнение указаниям ЦБ Ливана.

Лицензии на открытие исламских банков выдаются ЦБ Ливана исходя из того, насколько это соответствует национальным интересам в данный момент, и только после проверки выполнения всех требований законодательства к созданию исламских банков. Если иное специально не оговорено, на исламские банки распространяется действие всей нормативной базы, регулирующей деятельность традиционных (неисламских) банков.

Специализированные банки средне- и долгосрочного кредитования

Нормативными документами, регулирующими деятельность специализированных банков средне- и долгосрочного кредитования в Ливане, являются Закон от 15.07.1983 N 50 «Об инвестиционных банках и банках средне- и долгосрочного кредитования», а также базовое Решение от 21.12.2000 N 7739 «Об условиях открытия банков в Ливане».

Минимальный размер капитала ливанских специализированных банков (инвестиционных, средне- и долгосрочного кредитования), а также капитала, которым должны наделяться отделения иностранных специализированных банков, получивших лицензию на работу в Ливане, установлен в сумме 30 млрд ливанских фунтов (около 19,6 млн долл. США). Из них некая сумма, определяемая Советом директоров ЦБ Ливана, депонируется (резервируется) на открываемом в Казначействе Ливана счете на имя соответствующего банка и возвращается ему в случае его ликвидации.

Примерами таких банков являются полугосударственные банки развития, созданные по отдельным законам для кредитования конкретных отраслей экономики.

Например, Banque de l’Habitat (Жилищный банк), являющийся по форме ливанской акционерной компанией, был создан в 1977 г. с целью кредитования жилищного строительства.

Капитал банка на момент создания составлял 50 млн ливанских фунтов, из них 27% принадлежало государству, 37% — Национальному фонду социального страхования и оставшиеся 36% — частным акционерам (включая банки, финансовые институты, страховые и строительные компании Ливана и других арабских стран) и физическим лицам — резидентам Ливана.

В 1989 г. из-за неблагоприятных последствий войны и обесценения ливанского фунта реальная стоимость выданных кредитов и капитала банка резко снизилась и Banque de l’Habitat прекратил свои операции. Однако Законом от 31.12.1993 N 283 были внесены изменения в закон о создании банка, и сумма уставного капитала была увеличена до 50 млрд ливанских фунтов с максимальным участием государства до 20% и участием физических лиц не более 10%.

Banque de l’Habitat согласно бизнес-плану, уставу и порядку предоставления кредитов занимается финансированием приобретения жилья, строительных работ, капитального и текущего ремонта объектов жилья.

Его основные функции включают:

  1. предоставление ссуд физическим лицам с ограниченным доходом на покупку, строительство и ремонт их жилья;
  2. приобретение и рекреацию земельных участков для их дальнейшей продажи по пониженным ценам физическим и юридическим лицам в целях стимулирования строительства недорогого жилья;
  3. предоставление ссуд жилищным кооперативам и кооперативам по производству строительных материалов;
  4. сотрудничество с государством по вопросам финансирования жилищных проектов.

Финансовые институты

Нормативными документами, регулирующими деятельность финансовых институтов в Ливане, являются Кодекс о денежном обращении и кредите (ст. ст. 70, 178 и 182), Закон от 06.06.1996 N 520 «О развитии финансового рынка и трастовых операций», а также базовое Решение от 22.10.1998 N 7136 «Об условиях открытия и операциях финансовых институтов в Ливане».

Минимальный размер капитала для финансовых институтов, получивших лицензию после 25.01.2012, установлен на уровне 7,5 млрд ливанских фунтов (около 4,9 млн долл. США). Данная сумма, так же как и суммы последующих увеличений, должна быть полностью уплачена (внесена на счет финансового института в ЦБ Ливана).

При этом имеется в виду, что если у финансового института есть отделения, то для нормального обеспечения своей деятельности ему нужно будет из капитала первого уровня внести 7,5 млрд ливанских фунтов в расчете на главную контору и по 0,5 млрд ливанских фунтов (около 326 тыс. долл. США) в расчете на каждое отделение.

Помимо операций кредитования финансовые институты, лицензированные после 25.01.2012, осуществляют в качестве основных или вспомогательных следующие виды деятельности:

  1. выполнение поручений клиентов по негоциации различных финансовых инструментов и ценных бумаг;
  2. посредничество в случаях, когда прямые контакты клиентов с корреспондентами финансовых институтов или другими институтами, которые будут выполнять те или иные операции, ограничиваются или нежелательны;
  3. маркетинг приемлемых для инвестиций финансовых инструментов/продуктов;
  4. недискреционное управление активами (портфелями ценных бумаг, финансовыми производными и наличными потоками);
  5. управление портфелями ценных бумаг и финансовых инструментов клиентов, если только они ни прямо, ни косвенно не являются второй стороной по сделкам финансового института;
  6. создание или участие в создании и управлении коллективными инвестиционными схемами (Collective Investment Schemes, КИС), а также предложение вниманию рынка и продвижение акций и паев КИС, требующих предварительного одобрения ЦБ Ливана;
  7. подготовку финансовых заключений, обзоров и консультаций по финансовым рынкам;
  8. управление недвижимостью;
  9. помощь в проведении эмиссии и маркетинга долговых инструментов (бондов) и финансовых прав;
  10. дискреционное управление ценными бумагами, финансовыми инструментами и наличностью (с письменного разрешения клиента);
  11. доверительные/трастовые операции;
  12. проведение подписки на бонды и депозитарные расписки (финансовые права);
  13. операции, определяющие котировки финансового рынка (купля-продажа финансовых инструментов и деривативов в значительных объемах);
  14. операции «поставщиков ликвидности», то есть торговлю ценными бумагами и финансовыми инструментами, не зарегистрированными на организованных рынках (минуя биржу), с использованием специальных электронных платформ;
  15. операции, вспомогательные по отношению к указанным выше.

Для финансовых институтов, получивших лицензию до 25.01.2012, минимальный размер капитала установлен в зависимости от их категории, которая определяет круг разрешенных для данного финансового института операций.

Финансовые институты I категории (не менее 7,5 млрд ливанских фунтов в расчете на главную контору и по 0,5 млрд ливанских фунтов на каждое отделение) могут выполнять все операции, разрешенные для финансовых институтов, лицензированных после 25.01.2012.

Финансовые институты II категории (не менее 5 млрд ливанских фунтов (3,3 млн долл. США) в расчете на главную контору и по 0,5 млрд ливанских фунтов на каждое отделение) могут выполнять те же операции, что и финансовые институты I категории, за исключением операций, указанных в п. п. 12 — 14. Финансовые институты III категории (не менее 2 млрд ливанских фунтов (1,3 млн долл. США) в расчете на главную контору и по 0,5 млрд ливанских фунтов на каждое отделение) могут выполнять те же операции, что и финансовые институты I категории, за исключением операций, указанных в п. п. 7 — 14.

Все финансовые институты, желающие создать отделение за границей, должны выделить в его распоряжение капитал (собственные средства) в тройном размере по сравнению с суммой, необходимой для создания отделения в Ливане (т.е. 1,5 млрд ливанских фунтов), а также сумму, установленную властями иностранного государства, в котором создается отделение ливанского финансового института.

Финансовым институтам, оперирующим в Ливане, также предписывается ежегодно создавать резервы, удерживая 10% чистой годовой прибыли.

Каждый финансовый институт должен постоянно поддерживать такое финансовое положение, при котором его активы превышали бы обязательства на сумму, эквивалентную его капиталу. Он не может самостоятельно снижать установленный размер капитала, а при убытках в отчетном периоде должен не позднее 30 июня финансового года, следующего за отчетным, восстановить размер капитала.

Поэтому ежегодные общие собрания акционеров финансовых институтов Ливана для рассмотрения результатов предыдущего финансового года должны проходить до конца первого полугодия.

Всем финансовым институтам запрещается:

  • заниматься валютно-обменными операциями, за исключением случаев, когда такие операции являются вспомогательными или не выходят за пределы полномочий финансовых институтов и выполняются от имени их клиентов;
  • осуществлять перевозку через границу Ливана наличных денег, монет и слитков драгоценных металлов;
  • принимать денежные средства от клиентов (кроме как по чекам или посредством переводов), в том числе в качестве взносов фиксированных залоговых сумм (маржи) участниками маржевой торговли на валютных рынках.Однако им разрешается принять у одного клиента в месяц сумму, не превышающую эквивалента 10 тыс. долл. США, в погашение ранее выданных этому клиенту авансов (в т.ч. в рамках факторинговых операций). Также в качестве вторичной деятельности, не связанной с финансовым посредничеством, финансовые институты могут управлять недвижимостью, заниматься оплатой счетов за телефон и др.;
  • выполнять по просьбе своих клиентов международные или внутренние переводы в пользу третьих лиц в Ливане или за границей на сумму, превышающую 1,5 тыс. долл. США.

«Потолок» индивидуального лимита кредитования ливанским финансовым институтом лиц-нерезидентов (физических или юридических) или лиц, с ними аффилированных (как группы), установлен на уровне 5% капитала финансового института при условии, что общий объем выделяемых кредитных ресурсов на связанную группу не превысит 25% акционерного капитала.

Информация о регистрации при ЦБ Ливана в качестве финансового института должна размещаться на видном месте в главной конторе и отделениях финансового института.

Характерной чертой банковской системы Ливана является феномен микрокредитов — кредитов физическим лицам или предприятиям численностью до четырех человек на развитие бизнеса в сфере производства, туризма, коммерческого банкинга в суммах до 20 млн ливанских фунтов (13 тыс. долл. США) со сроком погашения до пяти лет.

Операторами на этом рынке выступают негосударственные учреждения, либо напрямую кредитующие клиентов, либо гарантирующие банкам погашение выдаваемых ими аналогичных кредитов. Банкам, в свою очередь, выгодно участвовать в такого рода кредитовании, потому что на суммы выданных микрокредитов уменьшаются отчисления в установленные ЦБ Ливана резервы.

Лизинговые компании

Создание и деятельность лизинговых компаний помимо гражданских нормативных актов общего назначения регулируются базовыми Решениями от 04.03.2000 N 7540 «Условия создания лизинговой компании в Ливане» и от 16.11.2001 N 7987 «Правила образования и деятельности лизинговых компаний».

Согласно информации, размещенной на официальном интернет-портале ЦБ Ливана, при нем зарегистрирована лишь одна лизинговая компания — Arab Leasing S.A.L., являющаяся юридическим лицом в форме акционерной компании, с численностью до 10 человек и оплаченным акционерным капиталом 2 млрд ливанских фунтов (1,3 млн долл. США).

Посреднические финансовые учреждения (брокерские фирмы — Brokerage Firms)

Статус брокерских фирм определен базовым решением ЦБ Ливана от 28.06.1996 N 6213 «О посреднических финансовых институтах» (с последующими изменениями) с учетом положений Кодекса о денежном обращении и кредите (ст. 70), Закона от 06.06.1996 N 520 «О развитии финансового рынка и трастовых операций» и решения Совета директоров ЦБ Ливана от 26.06.1996.

Финансово-посредническая деятельность включает операции, совершаемые посредническими финансовыми институтами (далее — ПФИ) на регулярной основе за свой счет или от имени клиентов:

1. Операции с различными негоциируемыми (обращаемыми на рынке) финансовыми инструментами и ценными бумагами, в частности операции спот, своп, срочные, фьючерсные и опционные операции, а также операции с деривативами (производными финансовыми инструментами) или структурированными финансовыми инструментами, касающиеся: всех видов акций; долговых инструментов, государственных облигаций и других обязательств, выпущенных государственными организациями; финансовых и коммерческих бумаг (простой вексель, тратта, чек и др.); депозитных сертификатов; иностранных валют; драгоценных металлов; товаров;

2. Управление активами и портфелями ценных бумаг в соответствии с правилами, установленными ЦБ Ливана.

Для выполнения своих основных функций ПФИ имеют право совершать другие операции, за исключением:

  • валютно-обменных операций, не связанных с основной деятельностью;
  • связанных с пересечением границы операций по перевозке наличных денежных средств, монет и слитков;
  • операций, относящихся к торгово-промышленной или другой непрофильной деятельности.

ПФИ также запрещается:

1. Принимать денежные средства от своих клиентов в иных формах, кроме как посредством чеков или денежных переводов, в том числе с целью внесения сумм покрытия, установленного при отдельных операциях с ценными бумагами;

2. Выполнять по поручению своих клиентов переводы в иностранной и национальной валюте в пользу третьих лиц в Ливане на суммы, превышающие 1,5 тыс. долл. США.

До начала практической деятельности ПФИ должны получить лицензию ЦБ Ливана. Список ПФИ, имеющих лицензию на осуществление деятельности в Ливане, публикуется ЦБ Ливана в январе каждого года аналогично списку коммерческих банков в соответствии со ст. 136 Кодекса о денежном обращении и кредите.

Минимальный размер уставного капитала как для ливанских, так и для отделений иностранных ПФИ установлен в 1 млрд ливанских фунтов (651,8 тыс. долл. США).

При необходимости ЦБ Ливана в любой момент может изменить требования к минимальному размеру уставного капитала и установить срок, в течение которого указанные ПФИ должны привести размеры своих уставных капиталов в соответствие с новыми требованиями. Капитал ПФИ обоих типов до начала операций должен быть полностью внесен одним наличным платежом на счет в ЦБ Ливана.

Действующие в Ливане ПФИ должны выделить из своего капитала первого уровня сумму в 1 млрд ливанских фунтов своей головной конторе, а также по 250 млн ливанских фунтов (около 163 тыс. долл. США) на каждое отделение.

Для открываемых за границей отделений ливанских ПФИ в качестве капитала (собственных средств) должны быть выделены ресурсы в трехкратном размере по сравнению с отделениями в Ливане (750 млн ливанских фунтов, или 489 тыс. долл. США) в дополнение к суммам, установленным валютными властями соответствующих стран.

Для открытия отделения за границей ливанскими ПФИ, равно как и при открытии новых отделений и перемещении отделений в Ливане местными и иностранными ПФИ, требуется предварительное разрешение Совета директоров ЦБ Ливана. С целью корректного соотнесения размеров активов ПФИ с их обязательствами ЦБ Ливана определяет принципы оценки статей активов, являющихся встречными к капиталу ПФИ.

По своему усмотрению ЦБ Ливана может потребовать от любого ПФИ представить доказательства того, что его активы больше обязательств на сумму, по меньшей мере эквивалентную капиталу.

При наличии балансовых потерь ПФИ должен в течение шести месяцев восстановить размеры капитала, для чего по запросу Банковской контрольной комиссии либо замораживается наличный резерв, внесенный ПФИ в ЦБ Ливана, либо размер капитала, установленный ЦБ Ливана для данного ПФИ, снижается до минимальной суммы — 1 млрд ливанских фунтов. Все оперирующие в Ливане ПФИ подпадают под действие данного правила.

Валютно-обменные компании (Money Dealers)

Всего, по данным ЦБ Ливана, в стране насчитываются 733 валютно-обменных компаний (ВОК). Основными нормативными документами, регулирующими деятельность ВОК, являются Закон от 06.08.2001 N 347 «О валютно-обменной деятельности в Ливане», базовое Решение ЦБ Ливана от 07.12.2011 N 10853 «Об определении размера капитала валютно-обменных компаний» и базовое Решение ЦБ Ливана от 27.09.2001 N 7933 «О порядке реализации Закона о валютно-обменной деятельности».

В соответствии с Законом от 06.08.2001 N 347 иным учреждениям, помимо банков, финансовых институтов и посреднических финансовых институтов, зарегистрированных при ЦБ Ливана, запрещается заниматься валютно-обменными операциями без специальной лицензии ЦБ Ливана. И ни одна государственная служба не имеет права принимать заявления о государственной регистрации организаций, желающих заниматься валютно-обменной деятельностью, предварительно не убедившись в наличии у них лицензии ЦБ Ливана.

Решение о выдаче лицензии на валютно-обменную деятельность принимается Советом директоров ЦБ Ливана. Он выдает лицензии по мере возникновения потребности в увеличении количества валютно-обменных контор в стране и обладает исключительным правом отказать в выдаче лицензии.

ВОК в Ливане могут создаваться в форме индивидуальных предприятий или в форме компаний при условии, что сфера их деятельности ограничена исключительно валютно-обменными операциями.

Различают две категории ВОК:

1. Категория A — занимающиеся покупкой и продажей иностранной валюты в обмен на другую иностранную и национальную валюту в банкнотах и монетах, а также куплей-продажей монет и слитков из драгоценных металлов, денежными переводами, операциями с расчетными и дорожными чеками;

2. Категория B — занимающиеся покупкой и продажей иностранной валюты в обмен на другую иностранную и национальную валюту в банкнотах и монетах, а также куплей-продажей металлических монет, слитков из драгоценных металлов весом до 1000 г и операциями с дорожными чеками в ограниченном, установленном ЦБ Ливана объеме.

ВОК не могут принимать депозиты от физических и юридических лиц (согласно ст. 125 Кодекса о денежном обращении и кредите) и предоставлять кому-либо кредиты (согласно ст. ст. 121 и 178 Кодекса о денежном обращении и кредите). Однако ВОК разрешается привлекать фондирование от партнеров и акционеров или привлекать ресурсы от других ВОК в случае проведения совместных операций. Кроме того, по правилам ЦБ Ливана они могут краткосрочно кредитоваться банками на цели операционной обменной деятельности.

Согласно ст. 10 Закона от 06.08.2001 N 347 ВОК запрещается привлекать от банков средства в ливанских фунтах на цели финансирования их валютно-обменной деятельности. Однако на эти цели они могут получать кредиты в иностранной валюте при условии, что эти средства в любой момент не превысят 50% капитала ВОК.

ВОК подотчетны Банковской контрольной комиссии. Счета ВОК, открытые в банках, могут использоваться только для проведения валютно-обменных операций. ВОК в обязательном порядке должны сообщать БКК названия банков, в которых у них имеются счета, а также обо всех последующих изменениях.

Все ВОК при получении от клиента наличных, монет и слитков из драгоценных металлов для конверсии их в другую валюту и (или) драгоценные металлы должны выполнять ее только одним из трех способов:

  • поставляя наличные суммы и драгоценные металлы клиенту;
  • выписывая чек на имя клиента, предусматривающий платеж по нему только в пользу первого бенефициара;
  • выдавая платежные инструкции банку в Ливане или за границей, в котором клиент ВОК имеет счет, не содержащие требования перевода средств третьему лицу за пределами Ливана; при этом должно выполняться требование об извещении банка о переводах (независимо от суммы), начавшихся с конверсии валюты/драгметалла в другие валюты/драгметаллы и ввоза их в Ливан.

Всем ВОК запрещено вносить наличные депозиты на счета своих клиентов в банках, а также принимать выписанные от имени клиентов доверенности.

Список лицензированных ВОК издается ЦБ Ливана в том же порядке, который установлен для банков в соответствии со ст. 136 Кодекса о денежном обращении и кредите.

С даты исключения из реестра ВОК автоматически запрещается заниматься валютно-обменными операциями, и согласно действующему законодательству они подлежат ликвидации. В случае чрезвычайной экономической или денежно-кредитной ситуации управляющий ЦБ Ливана может с согласия Совета директоров приостановить или прекратить деятельность ВОК.

Представительства иностранных банков (Representative Offices of Foreign Banks)

Деятельность представительств иностранных банков в Ливане регулируется Законом от 09.05.1967 N 28/67 и базовым Решением от 15.04.1999 N 7271 «Об открытии представительств иностранных банков в Ливане».

Она заключается в налаживании связей и контактов с другими банками, финансовыми институтами, компаниями, организациями, как государственными, так и частными, в целях сбора различной полезной для главной конторы информации о финансовом рынке Ливана, а также в подготовке аналитических обзоров в интересах потенциальных инвесторов.

Представительствам строго запрещается вести дела с физическими лицами, осуществлять банковские и коммерческие операции (например, открывать кредитные линии, предоставлять кредиты, предоставлять отсрочки по долгам, принимать депозиты от имени или по поручению своего банка или его филиалов, учитывать векселя, тратты, проводить другие операции, акцептовывать и подписывать соглашения от имени и по поручению своего банка).

Выводы

Банковский сектор Ливана во второй половине предыдущего столетия имел относительно стабильные показатели роста, стойко выдерживая бушевавшие над страной политические штормы, грозившие ее безопасности. Причиной тому стала эффективно проводившаяся финансовая политика.

На фоне озабоченной социально-политическими проблемами администрации страны и обремененной долгами ливанской экономики банковский сектор почти совсем выпадал из контекста. Его бум в значительной степени можно было отнести к уникальным чертам самого сектора, а также к так называемой «жесткой регуляционной платформе и консервативной политике Центрального банка Ливана».

До настоящего времени на фоне неизменного на протяжении последних 10 лет числа оперирующих в Ливане банков постоянно росло количество их местных и заграничных отделений. Жесткое регулирование количества новых банков Центральным банком Ливана наряду с другими внутренними и внешними факторами сыграло основную роль в перерастании банковского сектора Ливана из высококонкурентного состояния в более монополизированную версию.

Одну из настоящих проверок на прочность банковский сектор Ливана прошел в годы мирового экономического кризиса, начавшегося в 2007 г. и достигшего своего апогея в 2009 г.

В противоположность ситуации в других странах Ближнего Востока и Северной Африки, ливанский банковский сектор продолжил рост и преуспел в расширении своей депозитной базы, увеличении объемов кредитования национальной экономики и получении прибыли, тогда как мировая банковская деятельность наталкивалась на серьезнейшие препятствия и сопровождалась беспрецедентными потерями.