Иностранные банки в Индии
В 1955 г. 92% акций крупнейшего The Imperial Bank of India, основанного англичанами еще в 1806 г., были приобретены РБИ. Так в стране появился первый государственный банк — The State Bank of India, контролировавший более 25% всех активов национальной банковской системы.
В 1969 г. правительство Индийского национального конгресса (ИНК) Индиры Ганди национализировало с выплатой денежной компенсации 14 крупных банков с объемом депозитов свыше 500 млн рупий (9,5 млн долл. США), на которые приходилось 54% всех банковских отделений страны.
В 1980 г. к государству перешли еще шесть банков с объемом депозитов свыше 2 млрд рупий (38,1 млн долл. США), контролировавших 8% филиальной сети. К этому нужно добавить обширную филиальную сеть государственного The State Bank of India и пяти ассоциированных с ним банков (фактически они являются его структурными подразделениями), на которые тогда приходилось около 30% всех отделений страны.
Таким образом, в 80-е гг. прошлого века доля филиальной сети мелких частных банков Индии была менее 10%.
При этом главным положительным эффектом от национализации банковской системы стал быстрый рост филиальной сети, поскольку с 1977 по 1990 гг. действовало постановление правительства, предписывавшее банкам на один филиал, открытый в развитом регионе, открывать четыре филиала в отсталых регионах (главным образом в сельской местности).
В результате количество новых отделений банков в аграрных регионах выросло с 1,8 до 35 тыс. единиц, кредит стал доступен для миллионов заемщиков, а в банковской структуре было создано свыше миллиона рабочих мест.
К концу 80-х гг. прошлого века регламентация деятельности банковского сектора достигла своего апогея.
Еще в 1974 г. Резервный банк Индии издал циркуляр, требовавший, чтобы частные и государственные банки выделяли по меньшей мере одну треть всех своих кредитов приоритетным отраслям экономики (сельскому хозяйству, предприятиям малого бизнеса, жилищному строительству и экспортным отраслям), а к 1985 г. эта цифра была увеличена до 40%. При этом лишь 20% привлеченных депозитов банки могли использовать по своему усмотрению, а остальные средства шли на кредитование приоритетных отраслей и в фонды РБИ для поддержания коэффициента ликвидности и нормы кассовых резервов.
Значительный удар по доходности индийских банков был нанесен с помощью контроля за структурой процентных ставок: банки, финансируя приоритетные отрасли, имели право устанавливать по этим кредитам лишь 4%-ную маржу от первоначальной стоимости их фондирования.
В тех случаях, когда по тем или иным причинам кредитные организации не выполняли 40%-ную норму целевого кредитования приоритетных отраслей, они были обязаны предоставлять часть кредитных ресурсов соответствующим правительственным агентствам по низким процентным ставкам.
Кроме того, действовали запреты на инвестиции в недвижимость, на проведение сделок на вторичном рынке ценных бумаг (акции можно было покупать только на первичных торгах, используя при этом не более 5% депозитов). Избыточная регламентация банковской отрасли способствовала тому, что в 1992 г. совокупные убытки 13 государственных банков достигли более 1 млрд долл. США при общем их капитале чуть более 1,5 млрд долл. США.
Для справки заметим, что сегодня в стране насчитывается 79 тыс. отделений банков (часть из них принадлежит небольшим кооперативным банкам, которые работают в городах и сельской местности, кредитуя мелких заемщиков, фермерские хозяйства и малый бизнес) — одно на каждые 15 тыс. жителей Индии.
К марту 2003 г. вновь открытые отделения сумели привлечь депозитов на сумму более чем 9 трлн рупий (171 559 млн долл. США), то есть большую часть всех депозитов, привлеченных индийскими банками. Правда, большинство отделений в сельских районах осуществляет незначительный объем банковских операций и работает с довольно ограниченным кругом клиентов, кредитуя в основном мелких фермеров и предпринимателей одного района, поэтому их рентабельность довольно низка.
По данным Резервного банка Индии, несмотря на то что 49% всех отделений индийских банков в марте 2003 г. находились в аграрных регионах, их доля в объеме выданных кредитов составляла лишь 10%. По итогам 2010 — 2011 финансового года 22% недавно открытых коммерческими банками филиалов находились в аграрных регионах, а 42% — в полуаграрных (semi-urban areas).
Вместе с тем в конце марта 2011 г. лишь 6% всех выданных кредитов приходилось на сельские регионы, 9% — на полуаграрные регионы, но зато 68% — на крупнейшие города Индии. При этом заметим, что сегодня 72,2% населения Индии живет в 638 тыс. деревень и лишь 27,8% — в 5480 городах и городских агломерациях. Процесс «банкизации» страны далек от завершения, и его дальнейшее осуществление тормозится недостаточной состоятельностью потенциальных клиентов.
Осторожная либерализация
Растущие экономические трудности побудили правительство ИНК Нарасимхи Рао приступить в начале 1990-х гг. к политике либерализации, в том числе и в банковском секторе, где постепенно был отменен жесткий контроль за структурой кредитных, а затем и депозитных ставок.
В рамках либерализации отрасли государственные банки получили право выпускать акции, привлекая тем самым дополнительный капитал и укрепляя свою финансовую базу. Однако контрольный пакет госбанка (не менее 51%) по-прежнему должен был оставаться у государства.
В 1993 г. было разрешено создание новых частных банков, в том числе с участием иностранных партнеров. Руководящие принципы по лицензированию новых (их до сих пор так и называют, в отличие от старых частных банков, не попавших под национализацию из-за своих небольших размеров) частных банков были опубликованы РБИ в январе 1993 г.
Тогда по результатам рассмотрения всех заявок регулятор выдал лицензии 10 новым частным банкам. После рассмотрения опыта работы новых частных банков принципы их лицензирования в январе 2001 г. были пересмотрены. При этом было установлено, что начальный минимальный оплаченный капитал нового банка должен быть равен 2000 млн рупий (38,1 млн долл. США).
В течение трех лет работы нового банка первоначальный капитал необходимо увеличить до 3000 млн рупий (57,2 млн долл. США). При этом общая структура капитала банка, в том числе и его уставный капитал, утверждается РБИ.
Регулятор также опубликовал руководящие принципы в отношении собственности и управления в частных банках. Согласно этим принципам ни одно лицо или группа связанных лиц не должны контролировать (прямо или косвенно) более 10% от оплаченного капитала частного банка. Любая более высокая доля участия в капитале банка подлежит предварительному одобрению РБИ.
В марте 2004 г. лимит на иностранные инвестиции в частных банках был увеличен с 49 до 74% в капитале банка, в то время как доля иностранных прямых или портфельных инвестиций в национализированных банках, в том числе и в государственном The State Bank of India, в совокупности не должна была превышать 20%. Вполне очевидно, что цель снижения ограничений на иностранные инвестиции состояла в том, чтобы сделать индийский банковский сектор более конкурентоспособным.
Индия, став в 1995 г. одним из первых членов ВТО, взяла на себя обязательство ежегодно открывать для новых и для уже работающих в стране иностранных банков не менее 12 филиалов — до тех пор, пока доля их активов не превысит 15% всех банковских активов страны. Взятые на себя обязательства страна выполняет, хотя ограничения на открытие филиалов и инвестирование в определенных регионах остались.
Причем исторически так сложилось, что практически все иностранные банки в Индии работают в качестве филиалов, а не дочерних структур своих родительских компаний. Но в последние годы индийский регулятор взял курс на создание условий для преобразования филиалов иностранных банков в дочерние структуры, деятельность которых будет легче регулировать со стороны РБИ.
В феврале 2005 г. РБИ выпустил дорожную карту, в которой были подробно изложены новые условия работы иностранных банков в Индии в течение ближайших нескольких лет. На первом этапе, с марта 2005 г. по март 2009 г., иностранные банки получили возможность расширять свое присутствие на индийском рынке, создавая новые дочерние банки со 100%-ным иностранным капиталом либо преобразовывая свои действующие филиалы в дочерние структуры.
Согласно этому документу создание банковской «дочки» в Индии должно быть предварительно одобрено регулятором страны, где работает материнский иностранный банк.
При этом, регистрируя «дочку», РБИ учитывает не только финансовую стабильность и деловую репутацию материнского банка, но и экономические и политические отношения между Индией и страной происхождения иностранного банка. Минимальный капитал создаваемого дочернего банка со 100%-ным иностранным капиталом должен быть не менее 3000 млн рупий (57,2 млн долл. США), а отношение его капитала к активам, взвешенным по риску, — не менее 10%.
Доля иностранного материнского банка в течение согласованного периода должна оставаться на уровне 100%. При этом не менее 50% мест в совете директоров иностранной «дочки» необходимо предоставлять индийским гражданам — резидентам страны.
Следует также заметить, что новые правила не позволили иностранным банкам свободно приобретать индийские банки, за исключением тех кредитных организаций, которые РБИ в установленном порядке признает подлежащими реструктуризации. Причем реализация такого рода сделок осуществляется на условиях, утверждаемых регулятором. Кроме того, новые правила не дали возможность местным «дочкам» иностранных банков свободно открывать свои филиалы.
Согласно постановлению о либерализации процедуры утверждения банковских филиалов, изданному в сентябре 2005 г., к моменту открытия своего первого филиала иностранный банк должен разместить здесь 25 млн долл. США, в то время как банки, имеющие в Индии только один филиал, обязаны выделить ту же сумму при открытии второго филиала.
Иностранные банки обязаны ежегодно представлять для утверждения РБИ план по расширению своей филиальной сети. При этом регулятор заявил о своей готовности проводить либеральную политику по открытию филиалов иностранных банков в тех регионах Индии, где наблюдается дефицит банковских учреждений, то есть фактически в сельской местности, в то время как в мегаполисах и крупных городах их открытие затруднено.
После обобщения полученного опыта в апреле 2009 г., согласно дорожной карте РБИ, должен был начаться второй этап, в ходе которого планировалось приблизить режим регулирования деятельности дочерних структур к режиму регулирования местных банков, а также упростить приобретение частных индийских банков иностранными банками.
Впрочем, иностранные банки практически не воспользовались новыми правилами, поскольку на первом этапе реализации дорожной карты не наблюдалось регистрации дочерних иностранных банков. Отчасти это было обусловлено трудностями, возникшими у иностранных банков в 2008 — 2009 гг. в связи с началом мирового финансового кризиса.
Поэтому в апреле 2009 г. глава РБИ Д. Саббарао заявил следующее: «С учетом текущего глобального финансового кризиса решено сохранить нынешнюю политику и правила, регулирующие работу иностранных банков в Индии».
Перспективы для иностранных банков
В январе 2011 г. РБИ опубликовал документ для дискуссии, в котором говорится о том, что последний кризис показал необходимость повышать уровень надзора со стороны национального регулятора, а для этого надо поощрять преобразование действующих филиалов иностранных банков в дочерние структуры, а также создание ими новых «дочек».
В частности, регулятор заявил, что использование этой формы позволяет провести более четкое разделение активов и пассивов между дочерними и материнскими банками, наладить более понятную процедуру действий в случае неплатежеспособности индийских «дочек».
Кроме того, в этом случае легче идентифицировать законы, которые могут быть применены к иностранной «дочке», эффективнее контроль и регулирование ее деятельности со стороны РБИ. При этом регулятор планирует повысить потолок присутствия иностранных банков на индийском рынке до 25% доли в активах.
В обмен на преобразование филиалов иностранных банков в дочерние структуры РБИ пообещал применять к последним режим регулирования, во многом аналогичный тому, который применяется по отношению к местным банкам. В частности, «дочки» иностранных банков могут получить право свободно покупать индийские банки.
Правда, в обмен на это иностранные банковские «дочки» должны в течение пяти лет после их преобразования из филиала иностранного банка нарастить долю кредитования приоритетных отраслей индийской экономики с 32% (действующая сегодня норма для филиала иностранного банка) до 40% (норма для местных банков).
Кстати, по итогам 2010 — 2011 финансового года 15 коммерческих банков из 81 не выполнили норматив по кредитованию приоритетных отраслей. В связи с этим индийский Комитет по реформе финансового сектора рекомендовал ввести систему обязательной покупки специальных сертификатов теми коммерческими банками, которые не выполняют норматив.
При этом в рамках 40%-ной доли кредитования приоритетных отраслей особо выделяются 12% для кредитования экспортных отраслей, 10% — для сельского хозяйства (от приоритетного кредитования этой отрасли филиалы иностранных банков освобождены) и 10% — для предприятий малого бизнеса. В свою очередь, для вновь создаваемого дочернего банка со 100%-ной собственностью сразу устанавливается 40%-ная доля кредитования приоритетных отраслей.
Как полагают эксперты, иностранные банки будут заинтересованы в преобразовании своих индийских филиалов в дочерние банки только в том случае, если в результате они получат более низкое налогообложение. Так, в 2011 г. эффективная ставка налогообложения у иностранных банков превышала 42%, в то время как у местных банков она была чуть меньше 32,5%.
Несмотря на высокие налоговые ставки, Индия продолжает оставаться одним из самых прибыльных рынков для иностранных банков. По сравнению с другими развивающимися рынками ускоренный рост индийской экономики способствует более высокой доходности банковского бизнеса.
По мнению директора международной аудиторской и консалтинговой компании Deloitte М. Шаха, после финансового кризиса Индия стала одним из самых привлекательных рынков для иностранных банков. По его оценке, добавочная доходность индийского рынка по сравнению с американским выросла с 2007 по 2009 гг. с 0,3 до 11,4%.
В начале 2011 г. банк HSBC заявил, что Индия стала для него третьим по доходности рынком в Азиатско-Тихоокеанском регионе в результате рекордной прибыли, полученной в 2010 г. При этом прибыль банка до выплаты налогов выросла на 82% по сравнению с предыдущим годом.
Для банка Standard Chartered в 2010 г. Индия также была самым прибыльным рынком, причем прибыль этого банка второй год подряд достигает 1 млрд долл. США. По итогам 2010 — 2011 финансового года индийский филиал Citibank объявил об увеличении чистой прибыли на 82% по сравнению с 2009 — 2010 финансовым годом.
Если сравнить данные по доходности активов в трех группах банков, то легко увидеть, что иностранные банки, во-первых, существенно опережают по этому показателю старые и новые частные индийские банки, а во-вторых, еще больше опережают государственные и национализированные банки Индии.
Доходность активов различных групп банков Индии (%)
Финансовый год/ Показатель | 2006 — 2007 | 2007 — 2008 | 2008 — 2009 | 2009 — 2010 | 2010 — 2011 |
Доходность активов 6 государственных и 20 национализированных банков | 0,92 | 1,00 | 1,02 | 0,97 | 0,96 |
Доходность активов 7 новых и 14 старых частных банков | 1,02 | 1,13 | 1,13 | 1,28 | 1,43 |
Доходность активов 33 иностранных банков | 2,28 | 2,09 | 1,99 | 1,26 | 1,74 |
Правда, на долю 33 иностранных банков в 2010 — 2011 финансовом году приходилось лишь 0,4% всех офисов коммерческих банков, в то время как на долю 26 банков в государственном секторе — 84%, а на долю 21 банка в частном секторе — 15,6%.
Очевидно, что столь незначительная доля иностранных банков в банковской инфраструктуре объясняется осторожной политикой РБИ по открытию новых филиалов иностранных банков. В перспективе иностранные банки могли бы решить эту проблему покупкой индийских банков, но для этого регулятор должен дать разрешение на свободную покупку банковских активов.
Зато в офисе иностранного банка, по последним данным, трудятся в среднем 88,5 сотрудника, в офисе госбанка — 11,8, а в офисе частного индийского банка — 18,3 человека. При этом на каждого сотрудника офиса иностранного банка приходится в 1,49 раза больше депозитов, чем на одного сотрудника госбанка, и в 1,88 раза больше, чем на одного сотрудника частного индийского банка.
Вместе с тем следует заметить, что финансовый кризис 2008 — 2010 гг. привел к снижению доли иностранных банков на индийском рынке. Так, доля иностранных банков в 2010 — 2011 финансовом году по сравнению с 2007 — 2008 финансовым годом снизилась на рынке депозитов с 5,8 до 4,3%, а на рынке заимствований — с 6,5 до 4,5%.
Это обусловлено тем, что основная часть бизнеса иностранных банков сосредоточена на развитых западных рынках, а потому оказалась сильнее затронутой кризисом. В результате филиалы иностранных банков остались без должного притока дешевых кредитных ресурсов, что снизило их конкурентоспособность на индийском рынке. Правда, на рынке инвестиций доля иностранных банков продолжала расти до 2009 — 2010 финансового года (до 9,2%), снизившись лишь в 2010 — 2011 финансовом году до 8,6%.
Иностранные банки на индийском рынке
Финансовый год/Показатель | 2006 — 2007 | 2007 — 2008 | 2008 — 2009 | 2009 — 2010 | 2010 — 2011 |
Количество банков | 29 | 28 | 31 | 32 | 33 |
Доля в общем количестве офисов, % | 0,5 | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,4 |
Доля в депозитах, % | 5,6 | 5,8 | 5,3 | 4,9 | 4,3 |
Доля в инвестициях, % | 7,5 | 8,4 | 9,0 | 9,2 | 8,6 |
Доля в займах, % | 6,4 | 6,5 | 5,5 | 4,7 | 4,5 |
Доходность активов, % | 2,28 | 2,09 | 1,99 | 1,26 | 1,74 |
Российские первопроходцы
В последнее время все больший интерес к индийскому рынку стали проявлять и крупнейшие российские банки. Согласно информации пресс-службы ВТБ, в январе 2008 г. банк получил лицензию на открытие филиала в Нью-Дели. Торжественное открытие состоялось в феврале 2008 г. По словам главы группы ВТБ Андрея Костина, «открытие филиала ВТБ в Индии призвано внести значимый вклад в дальнейшее развитие внешнеэкономических связей двух стран».
Целью выхода ВТБ на индийский рынок стало повышение эффективности банковского обслуживания российских и индийских компаний по совместно осуществляемым проектам, в том числе в нефтегазовом секторе, энергетическом машиностроении, в сфере военно-технического сотрудничества.
При этом индийский филиал ВТБ предлагает своим клиентам полный спектр документарных операций, различные виды кредитных продуктов и качественное обслуживание текущих операций. Торжественное открытие филиала ВТБ совпало с визитом в Индию тогдашнего главы Правительства РФ Виктора Зубкова в феврале 2008 г. в рамках официальной церемонии открытия года Российской Федерации в Республике Индия. Вероятно, поэтому процедура открытия филиала ВТБ оказалась относительно недолгой.
А вот с момента подачи Сбербанком заявки в РБИ в декабре 2009 г. и до открытия в конце 2010 г. его филиала в Нью-Дели прошел почти год. И это несмотря на благожелательное отношение индийского регулятора, давшего россиянам добро на открытие филиала в столице.
Как заявил глава Сбербанка Герман Греф Russia & India Report, «банк собирается развивать свое индийское направление по мере нарастания клиентской базы и понимания потенциальных возможностей для массированного выхода на рынок». Между прочим, Сбербанк признан лучшей российской компанией в Индии 2011 г. в рамках Третьего форума «Индия — Россия: Бизнес-Диалог», прошедшего в Москве.
Правда, другие российские банки пока не спешат открывать свои филиалы в Индии.
Отчасти это связано с тем, что отечественные кредитные организации получают высокую прибыль на российском рынке, который, так же как и индийский, является развивающимся, а потому еще имеет значительный потенциал для роста.
К этому нужно добавить и существенные ограничения, установленные индийским законодательством для выхода на местный рынок иностранных банков, высокие налоги на их доходы, а также «повинность» по кредитованию приоритетных отраслей индийской экономики.
Очевидно, все эти обстоятельства пока не дают возможности большинству российских банков участвовать в развитии этого потенциально весьма привлекательного и доходного рынка.