5 марта 2014

Как открыть банк в КНР

Как открыть банк в КНР

Следует заметить — что китайское правительство это обязательство в установленный срок к 11 декабря 2006 г. — выполнило, хотя и не в полном размере.

Ограничения для деятельности иностранных банков все-таки остались, хотя возможности для работы в Китае их дочерних структур существенно расширились.

При этом Поднебесная в 2001 — 2006 гг. открывалась для внешнего мира постепенно: ежегодно китайцы делали открытыми для иностранных банков по 5 — 6 крупных городов. Кроме того, в конце 2002 г. иностранные банки получили право заниматься в Китае оптовыми операциями в инвалюте, а в конце 2006 г. — розничными операциями в китайских юанях.

Положение КНР о регулировании деятельности банков с иностранным капиталом (The Provisions of the People’s Republic of China on the Administration of Foreign-Funded Banks), утвержденное Госсоветом КНР, вступило в силу 11 декабря 2006 г.

Тогда же начал действовать и другой нормативный акт — Правила по применению Положения о регулировании деятельности банков с иностранным капиталом (The Implementing Rules of the Provisions on the Administration of Foreign-Funded Banks), изданные Комиссией по регулированию банковской деятельности Китая (КРБД).

Дело в том, что в соответствии с Законом КНР «О Народном банке Китая» на Народный банк Китая теперь возложены функции по регулированию денежного обращения и кредита, в то время как в соответствии с Решением «О выполнении функций регулирования и надзора Комиссией по регулированию банковской деятельности Китая вместо Народного банка Китая», принятым Постоянным комитетом Всекитайского собрания народных представителей, в апреле 2003 г. была создана Комиссия по регулированию банковской деятельности Китая.

В соответствии с Законом КНР «О банковском регулировании и надзоре», принятым в декабре 2003 г., КРБД отвечает за регулирование и надзор за финансовыми институтами, принимающими вклады, выдающими кредиты, проводящими расчеты по счетам и осуществляющими другую деятельность в соответствии с Законами КНР «О коммерческой банковской деятельности» и «О компании».

Согласно Положению КНР о регулировании деятельности банков с иностранным капиталом дочерние банки с иностранным капиталом получили право осуществлять практически все операции в юанях и все операции в иностранной валюте, если они являются зарегистрированными в КНР юрлицами, в то время как филиалы и представительства иностранных банков, работающие в КНР, но не зарегистрированные здесь в качестве юрлица, имеют ограничения на проведение ряда операций.

Так, иностранным банкам (включая филиалы и дочерние организации) запрещено в КНР выпускать финансовые облигации, выполнять роль агента при размещении государственных облигаций или действовать в качестве посредника при приеме и выплате денежных средств в пользу третьих лиц, в том числе в пользу компаний и государственных агентств.

Согласно вышеуказанному положению минимальный уставный капитал для регистрации дочернего банка с иностранным капиталом должен равняться 1 млрд юаней или эквиваленту этой суммы в свободно конвертируемой валюте (158,42 млн долл. США — здесь и далее по кросс-курсу, рассчитанному на основе официальных курсов Банка России на 8 марта т.г.).

Кстати, аналогичное требование предъявляется и для регистрации китайского банка. Следует также иметь в виду, что при расчете минимального уставного капитала учитываются лишь фактически внесенные средства, а не обещанные или запланированные взносы.

При этом работающие активы для каждого филиала дочернего банка должны составлять не менее 100 млн юаней или равняться эквиваленту этой суммы в свободно конвертируемой валюте (15,84 млн долл. США).

Вместе с тем работающие активы всех филиалов не должны превышать 60% от всего капитала дочернего банка, в то время как иностранные банки при открытии в КНР своего филиала должны предоставить ему в качестве работающих активов не менее 200 млн юаней или эквивалент этой суммы в свободно конвертируемой валюте (31,68 млн долл. США).

Нерезидентами-акционерами и крупными китайскими акционерами дочернего банка с иностранным капиталом могут быть только финансовые организации. При этом владелец 100% или контрольного пакета акций должен отвечать следующим требованиям:

  • во-первых, это должен быть коммерческий банк;
  • во-вторых, он должен иметь по меньшей мере одно представительство, проработавшее в Китае не менее двух лет;
  • в-третьих, активы этого банка должны составлять не менее 10 млрд долл. США по итогам предыдущего года;
  • в-четвертых, уровень достаточности капитала у этого банка должен отвечать как требованиям страны, где он является резидентом, так и требованиям, предъявляемым в КНР.

Новые акционеры уже созданного дочернего банка могут быть освобождены Комиссией по регулированию банковской деятельности от необходимости создавать свое представительство в Китае.

Примечание. Главным акционером дочернего банка с иностранным капиталом в КНР может быть только коммерческий банк.

Правила по применению Положения о регулировании деятельности банков с иностранным капиталом определяют процедуру регистрации в КНР филиала банка с иностранным капиталом и процедуру преобразования китайского филиала иностранного банка в дочерний банк следующим образом.

  1. необходимо направить первоначальное заявление в Комиссию по регулированию банковской деятельности Китая и получить предварительное согласие на открытие банка.
  2. написать повторное заявление в КРБД для получения одобрения на открытие банка после того, как первоначальное заявление рассмотрено и одобрено соответствующим провинциальным отделением этой комиссии.
  3. получить лицензию (Finance Permit) на открытие банка. В-четвертых, зарегистрировать банк в провинциальном управлении промышленности и коммерции.

Весь процесс преобразования китайского филиала иностранного банка в дочерний банк может занять по меньшей мере 10 месяцев, а для открытия нового дочернего банка потребуется 15 месяцев.

Если иностранный банк решает сохранить в Китае свой действующий филиал, для того чтобы он предоставлял банковские услуги в иностранной валюте, то в этом случае необходимо также будет заняться процедурой распределения имеющихся активов между этим филиалом и создаваемым дочерним банком, что может потребовать по меньшей мере три месяца.

Согласно Правилам по применению Положения о регулировании деятельности банков с иностранным капиталом дочерний банк, который собирается получить право заниматься всеми видами банковских операций в юанях, должен по этому вопросу обратиться за разрешением в КРБД, что займет по меньшей мере семь месяцев.

Сначала банку надо получить первоначальное одобрение от КРБД, подготовить бизнес-план, а затем провинциальное отделение этой комиссии проводит проверку его готовности к таким операциям, по результатам которой выдается разрешение.

Дочерний банк с иностранным капиталом получает право заниматься всеми видами банковских операций с юанем, в том числе по приему депозитов физлиц и обслуживанию банковских карт.

Вдобавок к этому с разрешения Народного банка Китая дочерний банк с иностранным капиталом может заниматься валютно-обменными расчетами, а также продавать клиентам иностранную валюту.

Филиалы дочерних банков с иностранным капиталом могут осуществлять все виды банковской деятельности с разрешения руководства своего банка, одобренного КРБД, в то время как китайским филиалам иностранных банков не разрешено обслуживать банковские карты, а депозиты от китайских граждан они могут принимать лишь в размере 1 млн юаней и выше.

Положение КНР о регулировании деятельности банков с иностранным капиталом также устанавливает дополнительные требования для иностранных банков, желающих осуществлять операции в юанях. Разрешение на эти операции КРБД выдает только тем иностранным банкам, которые уже проработали в КНР не меньше трех лет и в течение двух предыдущих лет сумели заработать прибыль.

К топ-менеджерам дочерних банков с иностранным капиталом и филиалов иностранных банков в КНР предъявляются довольно высокие требования.

Согласно правилам кандидатуры менеджеров высшего уровня (включая президентов, вице-президентов, директоров, главных должностных лиц, руководителей департаментов по контролю за операциями, руководителей департаментов внутреннего аудита и т.д.) должны быть одобрены Комиссией по регулированию банковской деятельности либо (в зависимости от уровня занимаемой должности) ее провинциальным отделением.

При этом КРБД выдвигает требование, чтобы топ-менеджеры банков были знакомы с китайским законодательством, а также не были замечены в его нарушениях. Кроме того, на вакансии топ-менеджеров не могут претендовать кандидаты, у которых плохая кредитная история, связанная с невыплатой большой личной задолженности.

Будущие директора и топ-менеджеры банков при их утверждении в новую должность обязаны сделать заявление о том, что они не привлекались к уголовной ответственности, никогда не отказывались платить по своим долгам, а также не нарушали китайских законов и прочих нормативных актов.