Исследование антикризисной стратегии на примере организации
Компания ОАО «Риф» занимается круглогодичным равномерным производством бройлеров и организует поставку продукции клиентам и на оптовые базы.
Проведен финансово-экономического анализ ОАО «Риф». Структура активов характеризует вес оборотных активов в имуществе компании с начала до конца отчётного периода, который вырос с 29 % до 31 %. Рост запасов (начало года 10%, конец года 11 %) и уменьшение краткосрочных финансовых вложений (начало года 4 %, конец года 3 %) практически не изменили структуру совокупных активов предприятия.
Уменьшение доли собственных средств свидетельствует о снижении финансовой устойчивости предприятия, которая в абсолютном выражении всё-таки очень высока (собственные средства составляют намного более 50 % в структуре источников финансирования). Преобладающую долю занимает кредиторская задолженность, имеющая дальнейшую положительную тенденцию к снижению. Её доля к концу периода снизилась на 6 % и составила 59 %. В то же время увеличилась доля краткосрочных кредитов и займов с 35 % до 41 %.
Необходимо разработать и внедрить стратегию развития птицефабрики направленную на переработку яйца насечки и боя (которые в большом количестве утилизируются) в меланж или яичный порошок.
Все исследованные показатели финансовой деятельности свидетельствуют о снижении эффективности использования оборотных средств организации ОАО «Риф», а также о снижении финансовой устойчивости организации и платежеспособности в целом.
Учитывая данные SWOT-анализа, выделены следующие стратегические цели: за счёт увеличения объёмов производства на 33 000 тонн снизить себестоимость продукции на 10 руб. за кг (объём производства за 2015 г – 7 920 тонн – себестоимость – 3 135 тыс.руб.); для оздоровления финансового состояния предприятия необходимо перевести часть краткосрочных кредитов и займов в долгосрочные обязательства; повысить квалификацию персонала, а именно специалистов, отвечающих за качество продукции, обучая их за счёт птицефабрики по направлениям: мастера, бригадиры и технологи мясопереработки ; выйти на новые рынки путём открытия не менее двух новых торговых точек в каждом городе, не реже двух раз в год проводить маркетинговые исследования рынков для усовершенствования работы фабрики.
Проведён анализ дальней внешней среды. Цели по PEST-анализу: во избежание снижение спроса на продукцию в результате изменения жизненного уровня населения Новосибирской области в условиях кризиса начать производство недорогой продукции для средних слоёв населения и востребованной в пищевой промышленности продукции (фарш куриный, недорогие варёные колбасы, яичный порошок, меланж); привлечь опытных программистов с соответствующей заработной платой (производство переходит на фасовку продукции на специальных машинах, на фабрике острая нехватка опытных программистов из-за очень низкого уровня з/платы).
После проведения внутреннего анализа предприятия выявлено, что предприятие несёт большие убытки за счёт списания на издержки яйца-насечки и боя, утилизируя его в связи с небольшим сроком хранения.
Для оздоровления финансового состояния ОАО «Риф» предложено перевести часть краткосрочных кредитов и займов в долгосрочные обязательства, а так же открыть цех по переработке яйца боя и насечки в яичный порошок и увеличить объём производства продукции для снижения её себестоимости.
При увеличении объёма выпуска продукции на 33 000 тонн на стратегический период 01.01.2016 – 01.01.2018 гг. (при стартовом объёме производства 7 920 тонн и себестоимости 3 150 тыс. руб.) себестоимость продукции снизится на 10 руб. за 1 кг.
В результате перевода краткосрочных кредитов в долгосрочные, предприятие вложит деньги в производственные капитальные вложения. Объектом кредитования явятся компьютерная техника, современное упаковочное оборудование, медицинское оборудование.
На полученные средства повысить квалификацию следующих специалистов: мастеров, технологов и бригадиров мясопереработки. Также нанять опытных программистов с соответствующим уровнем оплаты.
Полученное значение NPV = 282,19 тыс.руб., имеющее значение больше нуля говорит о том, что проект имеет положительную чистую приведенную стоимость, и его можно принять.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что разработанная антикризисная стратегия организации ОАО «Риф» приведёт предприятие к финансовому оздоровлению.