23 сентября 2013

Два способа оформления взаимозачета

Зачет позволяет аннулировать задолженность, не перечисляя друг другу денежные средства. Чтобы его провести, достаточно оформить всего один документ. Более того, не всегда этот документ нужно подписывать обеим сторонам, поскольку для зачета взаимной задолженности необходимо будет заявления лишь только одной стороны (ст. 410 ГК РФ).

Но не всегда стороны выбирают именно этот способ, есть и другие распространенные варианты оформления зачета, о которых мы расскажем. Прежде чем приступать к любому из них, проведите сверку задолженности с контрагентом. Сверка поможет удостовериться, что должник и кредитор зафиксировали у себя в учете идентичные суммы. А значит, их можно закрывать зачетом.

Способ N 1. Напишите заявление контрагенту от своего имени

При данном варианте процедуру взаимозачета может инициировать любой из контрагентов. Для этого он должен направить другой стороне заявление о проведении взаимозачета. Заявление можно составить в произвольной форме, например как указано ниже.

Заявление о проведении взаимозачета

zayavlenie o provedenii zacheta

День, когда контрагент получит такое заявление, считается днем зачета. Например, если вы отправили документ по почте, то датой получения заявления будет считаться день, когда представитель контрагента распишется в уведомлении о получении.

Правда, возможно исключение: если в заявлении на проведение зачета указать конкретную дату, с которой обязательства сторон считаются исполненными, то тогда именно эта дата будет днем погашения взаимных требований. Поэтому в любом случае лучше составить еще бухгалтерскую справку и уже на ее основании делать записи в бухгалтерском и налоговом учете.

На заметку. Несмотря на то, что зачет можно проводить на основании одного лишь заявления, лучше оформить еще бухгалтерскую справку, тогда именно она будет первичным документом для отражения операции в бухгалтерском и налоговом учете.

Плюсы варианта. Используя данный вариант, не надо подписывать двусторонний документ и даже ждать согласия контрагента на зачет. А значит, операцию можно оформить достаточно быстро. Правда, во избежание спорных ситуаций и недоразумений мы все-таки советуем прежде согласовать эти вопросы с контрагентом хотя бы по телефону.

Минусы варианта. Надо иметь подтверждение, что заявление контрагентом получено. Если доставку заявления до адресата документально не засвидетельствовать, оснований для зачета не будет.

Способ N 2. Оформите двусторонний акт взаимозачета

Другой вариант оформления — это подписанный с двух сторон акт о взаимозачете задолженности. Это альтернатива заявлению, о котором мы рассказали выше.

Вы можете составлять либо заявление, либо акт. В наличии обоих документов необходимости нет. Как и заявление, акт составляют в произвольной форме, не забывая о наличии реквизитов, обязательных для первичных учетных документов. Выглядеть акт может так, как показано ниже.

Образец акта о проведении взаимозачета

akt o provedenii zacheta

День, в который акт будет подписан, считается днем зачета. Иначе может быть, только если в самом акте специально указана дата, которую следует считать днем зачета.

Плюсы варианта. Применяя данный вариант, вы гарантированно получаете согласие контрагента на проведение взаимозачета. Ведь вы и ваш партнер обоюдно подписываете документ.

Минусы варианта. Подписание двустороннего акта может потребовать больше времени, чем отправка одного заявления контрагенту.

До взаимозачета целесообразно провести сверку расчетов с контрагентом. Инициировать взаимозачет можно в одностороннем порядке, направив партнеру заявление. Либо в двустороннем порядке, подписав акт о взаимозачете.

Взаимные задолженности считаются погашенными в день, когда подписан акт о проведении зачетной процедуры. Либо когда контрагент получил заявление о зачете. При условии, что в указанных документах не указана иная дата.