18 апреля 2018

Аутсорсинг и логистика – совместные понятия

Аутсорсинг и логистика – совместные понятия

В сфере грузоперевозок больше всего объема сейчас занимает сегмент FTL, при котором грузовик загружается полностью товарами одного отправителя. По подсчетам экспертов, эта доля оценивается примерно в 70-80 процентов. В число крупнейших FTL-перевозчиков России, по данным Межотраслевого экспертного совета по развитию грузовой автомобильной и дорожной отрасли, входят 5 компаний. По автопарку лидирует группа компаний «Деловые Линии», которая имеет 4 тыс. машин. На втором месте – компания Globaltruck с 1200 тягачами. Чаще всего к формату full truck loaded прибегают для перевозки бакалеи, стройматериалов и напитков.

Доля аутсорсинга в России при этом остается на довольно-таки низком уровне. Этот показатель, по данным M.A.Research, равен примерно 30% от рынка услуг автоперевозок. С одной стороны, такая небольшая цифра объясняется значительными объемами грузоперевозок добывающих предприятий, у которых есть свой автопарк. С другой стороны, у многих предпринимателей сохраняется в крови советский подход в виде привычки контролировать все процессы самостоятельно, в том числе и логистику. Однако такое менеджерское решение не всегда оказывается самым выгодным с финансовой точки зрения. Нередко на транспортном подразделении руководство компании пытается сэкономить, что зачастую сказывается на возрасте автопарка, потому что обновлять автопарк раз в 3-5 лет оказывается непозволительной роскошью. В итоге сегодня 65% грузовиков в стране, по данным Автостата, старше 15 лет.

Очевидно, что такой подход можно назвать псевдоэкономией. В среднем, отмечают эксперты, в перспективе  чистая экономия на перевозках может достичь 30 и более процентов.

Поэтому современные предприниматели все чаще обращаются к услугам профессиональных перевозчиков, понимая, что собственный автопарк выльется в целый ряд издержек — покупку машин, зарплату водителей, ГСМ и затратами на ежегодное техобслуживание. Молодые игроки рынка переходят на аутсорсинг практически сразу же, в то время как те, кто работает уже 15-20 лет, – заметно медленнее.

В целом отрасль грузоперевозок – высококонкурентна в связи с нацеленностью государства на «обеление» рынка и усиливающимся разрывом между крупными и мелкими операторами. «Серые» игроки с самыми низкими ценами все еще держатся за свою нишу и занимают практически половину рынка (данные Росстата и Автостата). Но под вопросом в этом случае – целый ряд моментов, в том числе материальная ответственность перевозчика (например, возмещение стоимости груза при ДТП, возмещение издержек при срыве срока поставки в случае поломки машины на линии, и т. д.).Так же обстоит дело с мелкими и средними предприятиями.

В случае перевозчиков федерального масштаба все вероятные риски давно просчитаны и имеют решение. Средний возраст машин – 3-4 года (в отличие от 15-летнего автопарка, которым, как правило, владеют средние перевозчики), и, кроме того, в наличии есть целый ряд высокотехнологичных опций.

«У основных игроков логистического рынка есть такие сервисы, как онлайн-трекинг груза, удобное страхование грузов, возможности комплексной аналитики на основе big data. Кроме того, крупнейшие операторы рынка внедряют продукты, позволяющие работать с учетом специфики бизнеса и KPI клиента», — говорит представитель ГК «Деловые Линии» Александр Лашкевич.

На данный момент стоимость услуг у крупных игроков выше, чем у мелких перевозчиков. Но уже в трехлетней перспективе эта ситуация изменится, поскольку мелкие игроки, во-первых, не в состоянии регулярно обновлять автопарк и соответственно теряют конкурентоспособность. Во-вторых, принятие закона о допуске компаний к грузоперевозкам «обелит» рынок. Крупные игроки руководствуются другим подходом и выбирают качество вместо урезания статей расходов, что в конечном итоге выигрышно отражается на отношении клиентов. Согласно исследованию РБК, опытные грузоотправители, которые регулярно обращаются к перевозчикам, ставят важность фактора цены только на 3-е место.

Напомним, что с 17 по 19 апреля в МВЦ «Крокус Экспо» в Москве проходит выставка TransRussia. В рамках мероприятия можно не только ознакомиться с текущими тенденциями рынка, но и узнать оценки будущего у ведущих игроков.