26 февраля 2019

Эффективность, эффективность и еще раз эффективность: на чем строится успех «Транснефти»

Эффективность, эффективность и еще раз эффективность: на чем строится успех «Транснефти»

Издание «Нефть и капитал» опубликовало статью о ПАО «Транснефть», в которой описываются ключевые инструменты и практики, которые привели компанию к ее сегодняшнему статусу: крупнейшей компании по транспортировке нефти в мире.

Цифры, которые приводят авторы, впечатляют. В 90-е годы «Транснефти» в наследство от СССР досталась система транспортировки нефти, состоявшая из 44,5 тысяч километров магистральных нефтепроводов. За 25 лет компании удалось увеличить эту цифру на 24 тысячи километров, а грузооборот нефти по системе вырос на 40%. Для сравнения: сегодня «Транснефть» транспортирует в 8,4 раза больше нефти, чем ближайшая зарубежная компания-аналог.

Отдельно «Нефть и капитал» рассказывает о проекте ВСТО, который стартовал в 2000-х годах. По сути, это был один из первых мегапроектов, реализованных в современной России: «Транснефти» удалось построить нефтепровод, который объединил все существующие трубопроводы в единую систему.

В первую очередь, авторы рассказывают об энергоэффективности. По данным «Нефти и капитала», удельное потребление электроэнергии «Транснефтью» составило по итогам 2017 г. 11,34 кВт-ч/1000 ткм. Для сравнения: средняя энергоэффективность крупных международных компаний сектора составляет 13,36 кВт-ч/1000 ткм. Рост энергоэффективности Транснефти впечатляет: за последние 8 лет удельное потребление электроэнергии снизилось на 16%. А полное снижение удельных затрат на 100 ткм только за 2015-2017 гг. составило 6,5%.

Помимо упора на энергоэффективность, авторы статьи омечают и другие показатели, за которые отвечают президент «Транснефти» Николай Токарев и председатель Совета директоров Александр Новак – министр энергетики РФ. Так, например, по итогам 2017 г. величина удельных операционных расходов на транспортировку нефти ПАО «Транснефть» (0,32 долл./100 ткм) в 3,9 раза ниже медианного значения по компаниям-аналогам (1,24 долл./100 ткм), а также ниже аналогичного показателя Enbridge — крупнейшей по грузообороту среди 57 зарубежных компаний-аналогов (0,38 долл./100 ткм).

Руководство компании в лице А. Новака и Н. Токарева работают над ростом эффективности капитальных затрат компании. Пример – оптимизация программы капиталовложений. В отчете об устойчивом развитии за 2017 г. компания сообщала о планах по оптимизации капвложений на 2017-2022 г. на 24,3 млрд руб. Однако уже в октябре 2017 г. на вебинаре для инвесторов менеджмент озвучил возможность оптимизации капвложений за 2018-2022 гг. на 94 млрд руб. (фактическое снижение программы капвложений за 2017 г. составило 5,1 млрд руб.).

Интересная деталь: авторы материала указывают на то, что требования к операционной эффективности «Транснефти» являются в каком-то смысле необходимость. Компания жалуется на низкие тарифы нефтетрубопрокачки, их индексация в последние годы ниже уровня инфляции. В результате, средний уровень тарифа у «Транснефти» существенно ниже, чем у компаний-аналогов (0,89 против 2,12 долл./100 ткм соответственно за 2017 г.), а компенсируется это крайне высокой производительностью труда в натуральном выражении (17,3 млн ткм/чел. против медианного значения у компаний-аналогов 7,8 млн ткм/чел.), что позволяет удерживать рентабельность компании по EBITDA на уровне 40-50%.

При этом, как пишет издание, практики повышения эффективности не идут в ущерб вопросам окружающей среды и безопасности. По данным авторов, удельная аварийность при транспортировке по магистральным трубопроводам в мире составляет 1,39 аварий на 1000 км, тогда как у «Транснефти» этот показатель – 0,06 аварий на 1000 км. Такая же ситуация с так называемым удельным объемом разливов на 1000 км трубопроводов: у Транснефти – 0,13 куб. м против 2,78 куб. м у компаний-аналогов.

 «Транснефть-Диаскан» получило международное признание как инновационный центр внутритрубной диагностики. Компания располагает целой линейкой уникальных технологий и приборов. К примеру, компания производит комбинированный дефектоскоп и ультразвуковой прибор по выявлению произвольно ориентированных дефектов, который стал новой вехой в конструировании внутритрубных приборов. Не имеющие аналогов в мире технологии позволяют компании выходить на зарубежные рынки, пишет «Нефть и капитал».

Издание приводит следующие цифры о Транснефти:

«Чистая прибыль по МСФО с 2008 по 2017 г. выросла с 73 до 192 млрд руб., дивиденды – с 1,2 до 82,5 млрд руб. (с 2% до 43% чистой прибыли). Ожидается, что дивиденды за 2018 г. составят около 100 млрд руб. (50% от чистой прибыли 2018 г.).»

Во многом, по мнению авторов, финансовые успехи компании – это прямое следствие мер, принятых по повышению операционной эффективности. В последующие годы Транснефть сможет продолжить выплату дивидендов в размере более 50% чистой прибыли благодаря оптимизации программы капитальных затрат, дальнейшему росту внутренней эффективности и росту свободного денежного потока.

Также «Нефть и капитал» пишет, что при выполнении заявленной дивидендной программы и сохранении положительной динамики по улучшению операционной эффективности, «Транснефть» в ближайшее время будет оставаться привлекательным активом для российских и иностранных инвестиций. В 2017-2018 гг. доли в компании приобрели международные суверенные фонды, такие как суверенный фонд королевства Саудовской Аравии, Китайская инвестиционная корпорация, Японский банк международного сотрудничества, а также РФПИ. Что, конечно, впечатляет на фоне экономической ситуации в России и мире.