Малый бизнес ждет снижения аренды
Конечно и сейчас будут появляться новые салоны красоты, кафе, небольшие магазины и т.п. Вопрос в том, насколько арендодатели будут сговорчивы.
Экономическая ситуация в стране повлияла и на рынок коммерческой недвижимости. Бизнесмены стали искать более дешевые объекты, а зачастую и со ставкой ниже рыночной. На рынке коммерческой недвижимости стала появляться некая миграция предпринимателей в менее дорогие помещения. Именно они сейчас стали более востребованными.
Особый пласт рынка коммерческой недвижимости занимают частные предприниматели, которые арендуют скромные помещения на рынках, в торговых центрах. Их положение стало наиболее уязвимым. И здесь может быть несколько вариантов развития событий, в зависимости от финансовой ситуации у арендодателя. Это также зависит и от валюты, в которой выставлена арендная ставка (рубли или доллары). Последних арендодателей меньше, но экономические реалии вынудили их значительно повысить аренду. Подобная ситуация может стать причиной миграции части арендаторов в помещения с гораздо более низкой арендой. Все это может привести к таким последствиям, когда некоторые торговые центры, бывшие ранее менее востребованными в связи с разными обстоятельствами, теперь приобретут новых арендаторов. Конечно же это привело к повышению инвестиционного интереса к подобным помещениям.
Арендодатели торговых помещений, где арендная ставка зафиксирована в рублях, пока не повышали ее. Поэтому у небольших ритейлеров даже в условиях некоторого снижения объема продаж есть больше возможностей производить арендные платежи, что в свою очередь поможет владельцам таких торговых центров выжить в текущем году.
Представители малого бизнеса, ищущие помещения не в торговых центрах, пока не могут договориться с их собственниками. К слову спрос на подобные объекты есть, да и предложений не мало, но арендаторы готовы платить аренду на 30% меньше. Арендодатели же не готовы идти на столь серьезное снижение ставки, максимум на 100 рублей с квадратного метра.
По словам экспертов спасением рынка коммерческой недвижимости могут стать такие арендаторы, как фудритейлеры, сети детских клубов, стоматологических клиник. Например фудритейлеры сейчас не меняют свое местоположение, оставаясь на прежних объектах, хотя так же испытывают снижение продаж. Продукты будут востребованы при любых обстоятельствах. Представители сетей стоматологических клиник утверждают, что арендодатели также пока держат ставки на прежнем уровне. К тому же клиентский поток остается на прежнем уровне, что дает им возможность совершать платежи по аренде.
Подобная ситуация сложилась и с сетями детских клубов. Здесь имеют место 2 фактора. Во-первых, арендные договоры на такие помещения заключаются на продолжительный срок – минимум 5 лет. Во-вторых, образование детей – продукт, мало зависящий от роста цен. А значит детские клубы будут обеспечены клиентами в текущем году, и также смогут обеспечивать арендные платежи.
Как мы видим, рынок аренды коммерческой недвижимости меняется, но продолжает развиваться. Его основой становятся собственники бизнеса, которые предлагают товар, мало зависящий от роста цен. К тому же в выигрыше остаются те арендодатели, которые либо успели сформировать пул арендаторов до всех изменений, либо имеют возможность держать уровень арендной платы такой, что будет комфортно арендаторам.