Почему в России не популярно страхование грузов
Редакция «Ъ» обратила внимание на то, как перевозчики и страховые компании решают проблемы в отрасли
Статистика Банка России за последние годы говорит о том, что в стране сегмент страхования грузов – уточним, что речь здесь о страховании грузов именно через профессиональные страховые компании, а не силами самих перевозчиков – достаточно невелик. Более того, число договоров на страхование за первый квартал 2021-го упал по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 197 тыс.
Отчасти, утверждают эксперты, причина этому – в пандемии и сокращении объема грузоперевозок в целом. С другой стороны, по сравнению с Европой, в России в целом достаточно небольшое число компаний сотрудничает со страховщиками и предлагает свои клиентам профессиональные услуги по страхованию.
Как отмечает Татьяна Никифорович, вице-президент Северо-Западного дивизиона АО «Ренессанс страхование», нежелание компаний страховать собственные грузы отчасти обусловливает установленная российским законодательством ответственность перевозчиков за груз в размере его полной стоимости. То есть большая часть рисков лежит на транспортной компании. Именно поэтому в России распространена практика страхования грузов самими перевозчиками: таким образом они пытаются избежать неоправданных рисков.
Гендиректор компании ЦВ «Протек» Дмитрий Погребинский добавляет, что в сфере страхования – достаточно много мошенников, которые останавливают грузовладельцев от мысли о страховании.
Тем не менее, несмотря на достаточно печальную ситуацию, некоторые перевозчики придумывают свои системы в сфере страхования. Например, «Деловые Линии», которые развивают партнерские связи со страховщиками с 2005 года.
«Мы не стали следовать примеру перевозчиков, которые сами страхуют грузы, а передали этот блок в страховые компании. Цена страховки при этом зависит не от стоимости груза, а от цены перевозки», — говорит гендиректор «Деловых Линий» Фарид Мадани.
Эксперты отмечают, что перевозчик совершил своего рода переворот в страховании грузов: фиксированная стоимость, онлайн-урегулирование по одному документу — до этого никто из транспортных компаний подобное не предлагал. Помимо стандартного страхования грузов, в «Деловых Линиях» страхуют еще и сроки доставки с возмещением, превышающим затраты на перевозку. При этом порядок получения выплат максимально упрощен и автоматизирован — процедура занимает всего два-три дня.
«Мы пока единственные, кто так делает»,— отмечает Фарид Мадани. По его словам, сегодня клиентам при возникновении страхового случая с грузом страховые компании, работающие с логистическим оператором, компенсируют 110% его стоимости, а при страховании срока — 120% стоимости перевозки.