Эксперт ЛАНИТ рассказал, как промышленным предприятиям бороться с дефицитом ИТ-кадров
Уже в течение многих лет в России наблюдается проблема подготовки инженерных и ИТ-кадров для машиностроительных предприятий. В связи с этим, существует острый дефицит квалифицированных специалистов в крупных промышленных городах: Москве, Санкт-Петербурге, Перми, Екатеринбурге и др. Высоким спросом пользуются специалисты, имеющие необходимые знания и опыт для разработки и внедрения цифровых решений.
Возникновение несоответствия профессиональных возможностей молодых специалистов и потребностей отрасли объясняется тем, что крупные машиностроительные холдинги постоянно повышают уровень использования современных передовых технологий на производстве. “Опыт департамента цифровой трансформации машиностроения ЛАНИТ показывает, что крупные ИТ-компании могут в значительной степени помочь решить эту проблему, обучая студентов цифровым методикам проектирования и производства еще в стенах вузов”, — рассказал Александр Романов, директор департамента цифровой трансформации машиностроения ЛАНИТ.
ЛАНИТ предлагает несколько форм обучения. Классическая форма — это ряд академических программ для университетов, разработанных совместно со специалистами ЛАНИТ и учитывающих запросы вузов и их отраслевую специфику. К примеру, в МГТУ им. Н.Э. Баумана на кафедре РК6 студенты проходят отдельный курс “Системы автоматического проектирования” (САПР), который моделирует работу конструкторского бюро. Александр Романов отметил, что основой академической программы послужил учебный модуль по методологии нисходящего контекстного проектирования, обучающий студентов технологии создания электронного макета изделия с использованием CAD, CAE и PLM-систем.
Весь процесс разделяется на несколько этапов: формирование требований к изделию, конструирование его внешнего вида и работы составных частей, организация технологического и производственного процессов. Методологией предусмотрено параллельное проектирование, предполагающее совместную работу конструктора, технолога и всех остальных пользователей непосредственно внутри системы. Это позволяет снизить число ошибок, а также дает возможность студентам понять значимость каждой операции и путь ее реализации в системе.
Вторая форма обучения – проектная. Проектное обучение максимально точно повторяет реальный процесс работы на производстве. Примером может служить проект Formula SAE — международные инженерные соревнования студенческих команд по созданию гоночных автомобилей типа “Формула”.
В 2012 году МГТУ им. Н.Э. Баумана собрал собственную команду Bauman Racing Team. Студенты проектировали и создавали гоночный болид для участия в соревнованиях. Таким образом, в течение года участникам удалось пройти все этапы изготовления изделия, что помогло отработать методологию и понять, насколько методы, настроенные на работу больших предприятий, эффективно действуют в маленьких проектных бюро. “Мы видим, что эти технологии работают очень неплохо. За последние три года уже около трехсот человек пришли в проект и прошли обучение по методикам ЛАНИТ. Сначала мы обучали всех лично. Теперь, когда уже накоплено много обучающих материалов, ребята занимаются самостоятельно”, — отметил Александр Романов.
В итоге был осуществлен полный переход на единую PLM- систему, а также прошло внедрение подходов проектирования “сверху-вниз”, повысивших достоверность информации об изделии. “Конечно, основная заслуга – профессионализм студентов, членов команды, но нам приятно думать, что цифровизация процессов, которую мы обеспечили, вносит вклад и в качество проектирования, и в его скорость”, — поделился Александр Романов.
Еще одним примером стал проект по оцифровке нескольких ранее разработанных изделий, участниками которого стали учащиеся академической программы ЛАНИТ из МГТУ им. Н.Э. Баумана, поставщики решения и носители методологии в лице специалистов ЛАНИТ, а также сотрудники предприятия, выступившие в роли наставников.
Менее чем за два года студенты смогли провести оцифровку двух сложных и крупных изделий, а также скорректировать ряд ошибок в документах. “Наша методология позволяет выявить все случаи расхождений чертежей и того, как реально изготавливается деталь, найти чертежи, давно уже не отражающие действительность”, — уточнил Александр Романов. Проект объединил более двадцати человек, многие из которых получили предложение продолжить работу на предприятии.
Сейчас целью ЛАНИТ является накопление опыта в рамках поддержки инженерного образования и дальнейшее масштабирование обучения. Для распространения собственных подходов в различных вузах компания активно сотрудничает с МГТУ им. Н.Э. Баумана на площадке нового Научно-образовательного центра (НОЦ). Благодаря этому, разработанные академические программы с помощью преподавателей МГТУ им. Н.Э. Баумана могут быть представлены в других российских вузах.
В ближайшем будущем ЛАНИТ рассматривает сотрудничество с Сибирским государственным университетом путей сообщения в проекте по созданию специализированного устройства для нового поезда.
Также компания является партнером Уральского федерального университета (Екатеринбург) в рамках создания передовой инженерной школы. Проект охватывает много предприятий региона.
Александр Романов убежден, что сотрудничество с предприятиями очень важно, и для этого со стороны государства уже созданы необходимые инструменты. “Так, шагом вперед стало Постановление Правительства РФ № 619, принятое 8 апреля 2022 г., в рамках которого реализуется программа развития передовых инженерных школ, которая направлена на создание и развитие новых научных, инженерно-технологических направлений совместно с высокотехнологичными компаниями. Мы надеемся, что в дальнейшем это будет способствовать созданию новых образовательных площадок, где мы сможем передавать накопленные знания и экспертизу”, — заключил эксперт.