19 ноября 2018

Грузоперевозчики оказались перед сложным выбором

Грузоперевозчики оказались перед сложным выбором

Налоги на топливо растут, число платных дорог увеличивается – чего не скажешь о доходах компаний. Логистические операторы пытаются выжить, не растеряв при этом клиентов.

Акцизы на топливо растут каждый год, и повышение с 1 января 2019 года – вполне ожидаемо. Однако к этому налогу прибавляются еще два – НДС и НДПИ. В итоге расходы транспортных компаний увеличатся примерно в полтора раза, пишет РБК+. Эксперты, принявшие участие в дискуссии, которая проходила в рамках IV Digital City Forum РБК, пришли к выводу, что в данной ситуации выгоднее всего для бизнеса – цифровизация как метод оптимизации издержек. Хотя эффект в связи с высокими затратами на цифровизацию будет отложенным, отмечают специалисты.

Так, гендиректор «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев считает, что за счет повышения налогов цены на горючее вырастут в среднем на 7-8% – в теории, а по факту еще больше, так как владельцы сетевых АЗС отменили скидки для бизнеса.

К этой проблеме прибавляется проблема увеличения числа платных дорог. Данные «Автодора» говорят о том, что в первом полугодии количество проездов по таким трассам увеличилось на 26%. Этот показатель, скорее всего, будет только расти – скорость и ровное дорожное полотно (на котором риск порчи груза в разы ниже, чем на бесплатных ухабистых дорогах) становятся определяющими факторами.

Система «Платон» также не радует тарифами: с началом 2019 года они обещают вырасти.

Логично, что с вышеперечисленными факторами себестоимость перевозок может существенно вырасти, а их объемы – напротив, уменьшиться. Уже сейчас грузопоток в небольшие населенные пункты сократился, так как компаниям стало просто невыгодно возить туда малый объем товаров.

Игроки рынка опасаются, что рентабельность транспортно-логистических операторов после нового года станет отрицательной. Об этом на форуме IV Digital City Forum РБК Петербург сообщил генеральный директор ГК «Деловые Линии» Фарид Мадани: «Сегодня маржинальность грузоперевозчиков колеблется на предельно возможном для выживания уровне — это считанные проценты. Частичным выходом является дальнейшая цифровизация отрасли, однако это довольно серьезные вложения, не всем доступные. При этом горизонт окупаемости вложений различный, и на начальном этапе перевозчик фактически находится под удвоенным финансовым давлением».

По данным интегратора BIA-Technologies, по отдельным направлениям и процессам цифровизация может давать до 30-35% экономии. Однако, отмечают эксперты, пока тарифы, налоги и сборы растут быстрее выгод от автоматизации процессов. Потому для тех компаний, которые планируют свою деятельность на долгосрочную перспективу и хотят остаться в рынке, повышение цен на грузоперевозки — неизбежный шаг. В итоге транспортные компании оказались перед сложным выбором — с одной стороны, они вынуждены поднять цены, с другой — опасаются потерять клиентов.

В этой связи аналитики прогнозируют переход части рынка в «серую» плоскость. Но такой вариант не будет особо эффективным, поскольку ФНС сейчас начала активнее выявлять подобную деятельность. 

 Значительный резерв для снижения цен, который заключен в цифровизации, будет доступен лишь по мере выхода на окупаемость, в теории она может составить не один год, учитывая дороговизну качественного кастомизированного продукта. Некоторые транспортно-логистические компании отказываются от дальнейшей цифровизации, ограничиваясь минимальными пакетами — перекладывание издержек на конечного потребителя, полагают они, сведет на нет всю клиентскую базу. При этом нестабильность общей макроэкономической ситуации и невозможность планирования грузопотоков в условиях отсутствия ощутимого роста экономики могут обернуться слишком длинным сроком окупаемости программных продуктов. А это вкупе с ростом налогов и административными «гайками» в принципе ставит вопрос о банальной выживаемости бизнеса.