14 апреля 2021

Ни траулеров, ни квот: почему развитие рыбной отрасли в России буксует из-за судостроителей

По программе инвестквот верфи получили 172 млрд рублей на строительство кораблей, но не могут справиться с заказами

Недавнее ЧП на корабельном заводе «Пелла» в Ленинградской области послужило толчком для обсуждения кризисной ситуации, сложившейся в российском судостроении, сообщает «Комсомольская правда». 30 марта морозильный траулер «Скорпион», стоящий на верфи, накренился и завалился на бок. На борту корабля в этот момент находились рабочие, два человека скончались.

Гибель людей стала еще одним трагическим звеном в печальной судьбе судна. «Скорпион», построенный по государственной программе инвестквот (квоты на добычу рыбы даются предприятиям в обмен на инвестиции в обновление флота) по первоначальному графику должен был отправиться на промысел еще в прошлом году. Но строительство затянулось, новым сроком сдачи наметили лето 2021 года.

Теперь, похоже, траулер уже никогда не выйдет в море. Заказчик корабля – мурманская ГК «ФЭСТ» заявила, что не собирается принимать судно, так как установленное на нем дорогостоящее оборудование могло быть подпорчено морской водой. «Скорпион» — первый из двух кораблей, которые «Пелле» строил для «ФЭСТ». Под их строительство Группа компаний взяла кредиты общим объемом 47 млн евро. Теперь, лишившись квот, под которые, собственно, и была открыта кредитная линия, заказчик несет крупные финансовые потери. Убытки составляют несколько десятков миллионов долларов. 

Программа выделения квот на добычу рыбы в обмен на инвестиции в обновление флота или береговые заводы была запущена государством в 2017 году. Ее масштабы действительно впечатляют: российские верфи получили от рыболовецких компаний заказов более чем на 170 млрд рублей. Все было бы прекрасно, если бы не одно «но»: программа постоянно пробуксовывает. Из 56 траулеров, которые российские корабелы должны сдать в эксплуатацию, за почти 4 года было построено всего пять судов. У судостроителей не хватает ни мощностей, ни опыта для того, чтобы выполнить все заказы. В настоящий момент на отечественных верфях идет  работа над 26 судами, и сроки их сдачи постоянно откладываются. Ситуация приняла настолько критический для рыбной отрасли оборот, что в прошлом году президент Владимир Путин обсудил ее с руководителем Росрыболовства Ильей Шестаковым. Глава ведомства признал, что корабелы катастрофически не укладываются в сроки, отставание составляет от 6 месяцев до 2 лет. 

Одна из причин неудовлетворительной работы судостроителей – их финансовая нестабильность и высокая закредитованность. Почти все поступающие средства они пускают обслуживание кредитов, в итоге у них просто не остается свободных денег на то, чтобы нанять достаточно квалифицированных сотрудников или расплатиться с поставщиками. В итоге корабелы пытаются решить застарелые проблемы отрасли за счет рыбаков, а те, в свою очередь, несут убытки из-за постоянного затягивания сроков строительства судов. Авария на том же «Скорпионе» могола произойти из-за того, что на заводе «Пелле» не было человека, который бы координировал работу на траулере. Об этом после расследования инцидента заявили представители ГК «ФЭСТ».

Ситуация с постоянной пробуксовкой строительства – далеко не единственная проблема. Ведь после того, как корабли будут построены, их нужно будет еще где-то ремонтировать. Эксперты давно бьют тревогу по поводу отсутствия в России необходимых для этого мощностей. Сейчас ремонтом судов в нашей стране занимаются всего 30 предприятий, которые способны покрыть только 15% от потребностей отрасли. Остальные 85% судов придется перегонять для ремонта за рубеж, тратя на это дополнительное время и немалые валютные средства.

В этих непростых условиях решается вопрос, как продолжить программу инвестквот. Напомним, государство дает квоты на добычу рыбы в обмен на инвестиции в обновление флота или строительство береговых заводов по переработке. А что же с заводами, спросите вы? С ними как раз все в порядке – ведь их строительство контролируют сами рыбаки. В отличие от траулеров, береговые перерабатывающие мощности сдаются точно в срок. Из запланированных программой 25-ти заводов уже сдано в эксплуатацию 22 предприятия. К тому же для загрузки их работой нужны не супре-траулеры, а мало- и среднетоннажные суда, постройка которых требует меньше времени и средств. Так стоит ли отдавать квоты под плавучие заводы-гиганты, если можно распорядиться ими гораздо эффективнее и сделать ставку на развитие береговой переработки и холодильных мощностей? Ответ очевиден — государству пора, наконец, расставить приоритеты и дать рыбной отрасли возможность нормально развиваться.