13 марта 2023

Порт северной столицы возвращает себе прежний статус

Прошлый год стал испытанием для Большого порта Санкт-Петербурга, динамика развития которого существенно замедлилась из-за многочисленных пакетов санкций и разрыва партнёрских связей с иностранными компаниями. Maersk, CMA CGM, Hapag Lloyd и ONE оказали негативное влияние на сферу контейнерных перевозок – физический грузооборот БПСПб в 2022-м сократился, по данным Ассоциации морских торговых портов РФ, более чем на 37%. Финансовые потери, судя по информации Федеральной таможенной службы, были еще больше, поскольку, например, объем таможенных платежей уменьшился почти в 2 раза.

По выражению многих логистических операторов, «окно в Европу» переместилось из Санкт-Петербурга в Турцию.

«По нашим данным, спрос на доставку по этому направлению увеличился в среднем на 30%, — рассказали в «Деловых Линиях». — Несмотря на рост логистических затрат и увеличение времени доставки, маршрут прекрасно работает. У нас есть собственная сборная контейнерная линия из Европы через Турцию для компаний и индивидуальных предпринимателей (перевозятся в основном запчасти, оборудование и комплектующие). В ноябре 2022 года также была запущена доставка товаров из Турции для физических лиц (доставляют спортивный инвентарь, мебель, строительные материалы, товары для дома и сада)».

В контексте развития турецкого направления все большую роль играет порт Новороссийска, расположение которого существенно сокращает сроки доставки грузов.

Тем не менее, эксперты призывают не воспринимать всерьёз конкуренцию порта Новороссийска БПСПб из-за его недостаточно развитой инфраструктуры и работе в основном с зерновым экспортом.

Новороссийск оказывается менее удобен, чем Петербург, и для доставки автомобилей из Китая. До сих пор автомобили доставлялись в Новороссийск, но такой путь имеет два недостатка. Во-первых, он предполагает промежуточную перегрузку на фидерные суда (в Турции, Греции или на Кипре), а любая перегрузка автомобилей чревата реальными рисками их повреждения. По этой же причине, во-вторых, неудобна последующая перевозка автомобилей на большие расстояния из Новороссийска в Москву и Петербург. В итоге, хотя плечо доставки из Китая в Новороссийск короче, чем в Петербург, но с учетом сопутствующих обстоятельств прямая морская линия в БПСПб оказывается более удобной — особенно ввиду значительного увеличения поставок в Россию продукции китайского автопрома.

Наконец, с учетом политических сложностей на международной арене и отказа Литвы пропускать по ж/д маршруту  до 50% грузов из России в Калининград, в БПСПб увеличиваются объемы морских грузоперевозок в сторону Калининграда. На четырех действующих в этом направлении линиях уже работает около 20 судов. Увеличить грузооборот БПСПб может и создание в порту Бронка белорусских терминалов — для переориентирования в Санкт-Петербург около 20 млн тонн белорусских грузов: минеральных удобрений, лесных и накатных грузов, контейнерных грузов.