18 мая 2018

Сергей Бачин: «Федеральная целевая программа позволяет сократить сроки окупаемости туристических объектов»

Сергей Бачин: «Федеральная целевая программа позволяет сократить сроки окупаемости туристических объектов»

Сергей Бачин убежден – туристская отрасль в России может быть не менее рентабельной, чем промышленный и нефтедобывающий бизнес. Основное ее отличие от других сфер, позволяющих зарабатывать деньги – длительный период от момента вложения средств до получения прибыли. И приблизить время выхода на рентабельность туристского проекта позволяет государство, предоставляя бизнесу механизмы, с помощью которых туробъекты становятся более привлекательными для гостей. Сергей Бачин является инвестором нескольких больших туристических отечественных проектов. Благодаря участию в Федеральной целевой программе (она называется «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации»), которая действовала с 2011 по 2018 год, удалось сформировать комфортные зоны отдыха. Речь идет о проектах «Ярославское взморье» и «Завидово». Оба они расположены на берегах водоемов — Рыбинского водохранилища и реки Волги, что позволило оборудовать причалы, комфортные пляжи, зоны отдыха, банные комплексы, спа- и фитнесс-центры, расположить отели, рестораны и яхт-клубы.
Это стало возможным благодаря совместным усилиям – помощи государства и финансовым вливаниям бизнеса. Как говорит сам Сергей Бачин, результат не заставил себя ждать – Ярославское взморье за год приняло более 150-ти тысяч гостей. В Подмосковном Завидово тоже ожидают еще большего, чем в прошлом году, наплыва гостей – практически все, что было задумано, там реализовано. Девелопер Бачин еще до окончания срока действия Федеральной программы не раз говорил о том, что поддержка турбизнеса со стороны государства должна быть продолжена. Недавно состоялось совещание Ростуризма и представителей туристической индустрии в Ярославле, и там обсуждались итоги уже реализованной программы и планы на будущее. В том числе и концепция программы по поддержке туризма до 2025 года. Сергей Викторович как никто другой знает, чем именно хороши механизмы поддержки уже осуществленной ФЦП и что нужно было бы изменить или добавить, чтобы быстрее выйти на рентабельность туристических проектов в России.
— Основная поддержка программы касалась помощи государства в возведении инфраструктуры. Любой застройщик вам подтвердит: подведение дорог, подключение техсетей, газоснабжения, электролиний и прочих коммуникаций – это львиная доля затрат как финансовых, так и временных для предпринимателя. И чем скорее решается вопрос с инфраструктурой, тем быстрее и качественнее можно организовать строительство прочих объектов и предложить высококлассный сервис гостям. Простой пример: мы газифицировали с помощью ФЦП один из объектов, это позволило нам построить круглогодичный аква-центр, который пользуется огромным спросом и в зимнее время. Ростуризм способствует решению многих проблем: благодаря поддержке мы в Ярославском взморье возвели причал, и к нам стали подходить круизные теплоходы, туристы могут не только отдохнуть, но и познакомиться самобытной природой и культурой – комплекс предлагает посетить не только пляжи и спа-центры, но и этнические поселения.
Сергей Бачин, председатель совета директоров группы компаний Агранта, а также генеральный директор курорта «Роза Хутор» в Сочи, отмечает, что все большее количество россиян делают выбор в пользу отдыха в родной стране. Раньше выбор зарубежных стран был обусловлен более комфортными условиями отдыха и высоким сервисом – сейчас все эти условия предлагают и отечественные туристические кластеры, при этом даже за меньшую стоимость. «Отмечу, что сейчас все больше россиян предпочитают активный семейный туризм – чтобы можно было и на водных лыжах покататься, и под парусом походить, и фитнес-центр чтоб при отеле был, и спорт-площадки. Параметры «взял водки – поехал на шашлыки» отходят на задний план, и мы, представители туристического бизнеса, должны соответствовать этим требованиям», — подчеркивает Сергей Бачин.
А для этого, по его мнению, программу федеральной поддержки нужно продолжать, но при этом, ввести дополнительные механизмы, которые были выгодны и государству, и бизнесу и, в конечном итоге, туристу. Сергей Викторович предлагает рассмотреть возможность субсидирования кредитов предпринимателям на строительство новых туристических объектов: «Даже при ставках 10-12 процентов годовых банки рассматривают бизнес-кейс без особого энтузиазма. Было бы замечательно рассмотреть уровень субсидирования для туристической отрасли, который существует сейчас в агропромышленности. При двух уровнях – федеральном и областном, сельхозпроизводитель может рассчитывать снижении стоимости капитала до 2 процентов, такие цифры являются очень привлекательными и для турбизнеса».
Надо отметить, что в новой концепции ФЦП, которую намереваются продлить до 2025 года, предусмотрено снижение процентной ставки по кредитам, но не на строительство, а н а закупку необходимого оборудования и транспорта. Это могут туристические автобусы, круизные теплоходы и яхты, оборудование для гостиниц. Сергей Бачин отметил, что в целом программа ФЦП и помощь Ростуризма – это палочка-выручалочка для предпринимателей, занятых в сфере туризма в России, участие в ней помогает выйти на окупаемость проектов за два-три года, а это – новые рабочие места, налоговые отчисления и, конечно же, конкурентная стоимость отдыха для туристов.