31 января 2024

Транспортная сфера в процессе «обеления»

Сектор транспортировки грузов в РФ демонстрирует тенденции к увеличению прозрачности и росту, что стало заметно в прошлом году и ожидает продолжения в следующем. Исследователи из аналитического центра «РБК Исследования рынков» отмечают, что значительная часть деятельности в сфере грузовых автоперевозок скрывается в зоне не полностью легальных операций, сопровождающихся уклонением от налогов.

Замглавы контрольного управления ФНС Варвара Бурлевич указала на то, что налоговые органы отслеживают менее трети данного сектора. Однако ситуация может измениться благодаря введению электронного оборота документов, а также публикации независимых рейтингов, подсвечивающих участие и деятельность исключительно законопослушных компаний.

Согласно базе данных «СПАРК-Интерфакс», общее число организаций в России, занимающихся автогрузоперевозками, приближается к 45 тысячам. Доминируют малые фирмы, а крупных и средних предприятий насчитывается менее шестисот, что говорит в пользу больших возможностей для объединения активов на рынке.

Новейший рейтинг от «РБК Исследования рынков», опубликованный в декабре, сложился из многих критериев, в числе которых скорость доставки, степень цифровизации компаний, доходы, размер автопарка и вместимость складов. Лидеры по быстроте доставки – это компании «Деловые Линии», СДЭК и DPD.

В области цифровизации процессов складской работы и управления логистикой выделились «Деловые Линии» и ПЭК, получив превосходный балл – 91 из 100. Продолжение консолидации рынка и повышение уровня внедрения цифровых технологий ожидаются экспертами как долгосрочные потенциалы будущих лет, как и продолжение борьбы с «серым» сектором с помощью контрольных механизмов и поддержки для легально действующих компаний.

Особое внимание заслуживает критерий об увеличении операций с маркетплейсами, что значительно влияет на общий доход компаний, предоставляющих транспортировочные услуги. И, как следствие, растущий интерес со стороны ретейлеров к данному виду услуг, о чем упоминает замгендиректора ГК «Деловые Линии» Дмитрий Хрущалев.

«Особо выделю развитие сегмента доставки на маркетплейсы, где мы наблюдаем двукратное повышение объемов по сравнению с прошлым годом. Это напрямую коррелирует с тем, как электронная торговля продолжает набирать обороты. Доставка в торговые сети также показала заметный прирост, что свидетельствует о нарастающем спросе на наши услуги со стороны ретейлеров», — говорит эксперт.

Драйвером развития отрасли в текущем году стали сборные грузы (LTL-перевозки), прогнозируемый рост которых по окончанию года составит почти 38%, говорит Людмила Симонова из M.A. Research. Уход некоторых зарубежных логистических компаний с российского рынка также представляет возможности для местных игроков.

Повышение прозрачности рынка также обусловлено внедрением Государственной информационной системы электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД), что началось осенью 2022 года. В марте 2023 года к этой системе добавились электронные путевые листы, договора фрахтования и заявки на перевозку, что помогает не только в «обелении», но и в усилении конкуренции между участниками рынка.

В итоге, положительное влияние на индустрию оказывает сама цифровизация бизнес-процессов, и в совокупности с переходом на электронный документооборот, показатели выручки отрасли продемонстрировали существенный рост даже в условиях санкционной политики.