6 сентября 2021

Вибрация от поездов становится причиной обрушения домов

Вибрация от поездов становится причиной обрушения домов

Объекты культурного наследия и жилые здания, расположенные вблизи транспортных артерий, разрушаются от постоянной вибрации. Об этом рассказывают авторы документального фильма «Вибрация национального масштаба», основанного на конкретных фактах негативного воздействия вибрации от РЖД на дома, находящиеся в непосредственной близости от железнодорожного полотна. Создатели прямо называют вибрацию «тихим убийцей».

В крупных городах России с развитой транспортной логистикой, расположено много старых зданий, на которых из-за постоянной вибрации, исходящей от электричек МЦД, линий метрополитена, грузового транспорта, трамваев могут появиться трещины. Ленточный фундамент из-за вибрации «плывет», возрастает угроза утечки газа и взрыва труб.

В Москве, Санкт-Петербурге и других городах России может пострадать и огромное количество исторических зданий, возведенных именитыми зодчими и архитекторами. Это может обернуться непоправимой потерей для культурной и национальной самоидентификации будущих поколений страны.

До сих пор на слуху история с реконструкцией Большого театра, на которую был потрачен 21 миллиард. Только после ремонта и открытия подрядчики спохватились, что в сорока метрах от камерного зала проходит ветка метро, и там очень сильна вибрация. Временным выходом стало закрытие на два театральных уикенда участка Замоскворецкой линии метро между станциями «Театральная» и «Тверская». Именно в этот период устанавливали защиту от вибрации, которая разрушительно влияла на новый подземный зал Большого театра.

Пришлось разрабатывать детальный дополнительный проект, по которому под рельсы в метро подложили резиновые маты и шпалы. Однако, они хоть и выполняют свою функцию, но оказались не особо морозоустойчивыми.

В 1904 году на одной из внутренних стен Большого театра появилась трещина. Фундамент зрительного зала начал разрушаться. Туда залили бетон. Так решали проблемы вибрации при царе. Сегодня такие моменты следует упреждать заранее. Чтобы не проводить реконструкции и ремонты раз в несколько лет…

Масштабные реконструкции МЦД, подобные проведению виброгасящих мероприятий на участке Каланчевская-Курская, конечно, дают результаты. Но в подобных мерах по защите от вибрации нуждаются многие районы Москвы и Подмосковья. И их необходимо принимать не в пожарном порядке, а заблаговременно, основываясь на мировом опыте решения проблемы вибрации от поездов

При проектировании инфраструктурных объектов необходимо закладывать виброгасящие мероприятия. Иначе риски повреждения старых, да и новых зданий, будут иметь печальные последствия. Простые люди за ошибки проектировщиков платят своим здоровьем и деньгами в виде налогов. Ведь дорогостоящие реконструкции транспортных артерий и исторических зданий в конечном итоге ложатся бременем на самих граждан.