Восемь лет Единой информационной системе нотариата – результаты и продолжение развития
Единая информационная система, в которой работают все российские нотариусы, – это не только надежное хранилище удостоверенных документов, но и база, на которой функционируют различные реестры, онлайн-сервисы, а также благодаря которой возможно оперативное взаимодействие нотариата и госорганов, министерств и служб.
Так, при удостоверении сделок и совершении других нотариальных действий нотариусы могут быстро получить необходимые сведений из органов ЗАГС, ФНС, МВД, а также передать информацию, например, для регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество в ЕГРН или для регистрации юридического лица. По сути, ЕИС нотариата позволила в кратчайшие сроки настроить работу нотариусов по принципу «одного окна», что удобно для заявителей и позволяет экономить их ресурсы.
Важно отметить также публичные реестры и сервисы нотариата, с помощью которых граждане могут проверить доверенность, найти нотариуса, которые ведет наследственное дело, чтобы реализовать свои наследственные права, проверить нотариальные акты на действительность по QR-коду, при планировании сделки по купле-продаже авто, узнать не находится ли машина в залоге. Кроме того, «благодаря развитию ЕИС стало возможным как создание суперсервиса «Утрата близкого человека» на портале Госуслуг, так и развитие комплексных цифровых проектов, например «Электронная нотариальная доверенность», оперативный розыск наследства на банковских счетах и т.д.», сообщается на официальном портале Федеральной нотариальной палаты.
ЕИС нотариата создана за счет финансовых средств нотариусов страны, без привлечения бюджетных средств, а разработана система силами ФНП.