3 сентября 2023

Аркади Маилян «Виртуальный или бумажный?»

В последнее время всё чаще слышны споры о том, что диплом очного вуза котируется больше, чем диплом, полученный после онлайн-учебы. Свое мнение высказал создатель онлайн-школы АМР smart school психолог, мотивационный коуч Аркади Маилян.

Наверное, читатель сейчас скажет: «Конечно, создатель онлайн-школы станет утверждать о приоритетах дистанционного обучения». Во-первых, неоспоримый факт, что не любое образование можно получить онлайн.  Если вы, например, будущий врач, то пальпировать пациенту живот дистанционно или сделать массаж сердца на удаленке проблематично. Во-вторых, буду апеллировать только неоспоримыми фактами.

Первый педагогический опыт я получил, работая с детьми в международной школе программирования. Уроки проходили в классах. Так что мне есть с чем сравнивать. Во время пандемии мы перешли на дистанционный формат и с удивлением обнаружили, что посещаемость выросла. Дети, которые немного приболели, раньше пропустили бы занятие, а дистанционно могли продолжить обучение. Родители, которые раньше не приводили ребят из-за отсутствия времени, спокойно записали их на дистанционные курсы.

У меня три высших образования и несколько десятков курсов повышения квалификации. Только первое высшее я получал, сидя в аудиториях вуза. Пять лет я провел на лекциях. Плюс два года магистратуры. Изменилось бы что-то, если бы профессора читали лекции дистанционно? Уверен, что нет. Разве что, смог бы ходить на занятия без брюк.

После 18 лет формируется совсем другая мотивация к учебе. Уже не сидишь на занятиях из-под палки, как в школе. Да, школу можно прировнять к насилию: дети не хотят заниматься, но их принуждают. И это нормально. Надеяться на осознанный подход к учебе в этом возрасте опрометчиво.

После школы картина меняется. В идеале мы сами принимаем решение, чем заняться дальше.Если мне нравится развиваться в направлении психологии, то я пойду учиться на психолога и буду впитывать всю информацию, как губка. В каком бы виде она ни была представлена. Я буду читать книги, слушать подкасты, смотреть видео-лекции. Успех моего обучения полностью зависит от моей мотивации, а не от моего физического присутствия в аудитории.

Пандемия показала: студенты отлично продолжили образование в онлайн-формате. Безусловно, есть исключения. Но их немного. И с каждым годом будет все меньше.

Аркади Маилян, фотограф Игорь Герасимов

Образование без границ

Подъем в шесть утра. Электричка с потными пассажирами. Метро с переполненными вагонами. Помните все эти прелести личного присутствия на лекциях?

При выборе вуза, техникума, кружка нужно было обратить внимание и на их территориальное расположение. Дольше – уже мазохизм.

В онлайн-образовании эти границы стираются. Можно выбрать программу обучения в любом городе страны. Или даже в другой стране. Например, в нашей школе учатся ребята из Грузии, Белоруссии, Франции, Армении, Германии, Турции, Казахстана. Онлайн-образование стирает географические ограничения.

Экономия времени

Этот фактор вытекает из предыдущего. Каждый день удается сэкономить на дороге до четырех часов. А сколько дел можно сделать за это время! Сколько сил, здоровья и денег сэкономить.

Педагоги–бездари

Еще один миф, который мне часто приходится развенчивать: в онлайн-школы и на онлайн-курсы идут педагогические отбросы. Тот шлак, который не может устроиться на работу в офлайне. Педагоги в онлайн-школе зачастую круче, чем на любых очных курсах. Это не педагоги в традиционном смысле: утром в школу – вечером из школы. Нет. Это практики. Их основное место работы не образовательная организация, а крутая компания, где они – ведущие специалисты. На занятиях они не пересказывают вам параграфы учебника, а дают самую соль: те знания, которые прямо сейчас помогают им зарабатывать.Согласились бы они вести лекции офлайн? Неизвестно. У них нет тех самых дополнительных часов на дорогу.

А что скажет HR?

Кадровики подходят к соискателям по-разному. Точнее сказать, с противоположными требованиями. Все зависит от вакансии. Если вы – инженер и собираетесь строить олимпийские объекты, то, естественно, от вас потребуют диплом об очном образовании. И то не любого вуза.Однако десятки специальностей легко дружат как с удаленным образованием, так и с удаленной работой. С каждым годом этот список расширяется.

Для работодателя сотрудник на удаленке – существенная экономия. Экономия электричества, интернета, расходов на телефонную связь, а иногда и на аренде помещения.Никто не пользуется кондиционером, кулером, а работа тем временем делается в том же объеме. Поэтому сегодня многие менеджеры, копирайтеры, айтишники, бухгалтера и менеджеры работают вне офиса. И преспокойно повышают квалификацию или получают новую специальность также удаленно.

Что в итоге?

Рекомендую сместить вектор внимания в сторону дистанционного образования. Вопрос «Где учиться?» в корне неверный. Гораздо важнее ответить на вопрос «Чему учиться?», то есть «Чего я хочу на самом деле?». Как только вы отыщите это единственно верное направление развития, успех вашему обучению будет гарантирован.

А если не знаешь, что нравится? Для этого есть пробные занятия. Например, в нашей онлайн-школе AMPsmartschoolи академиях, которые при ней работают, регулярно проводятся мастер-классы и пробные уроки. Они бывают бесплатными и платными. Но если после пробного урока вы решаете остаться на курсе, то его стоимость вычитается из стоимости курса.