21 июля 2022

Будущее электрокаров в России

В связи с санкциями импорт новых автозапчастей – и самих автомобилей – в страну существенно сократился. Это же коснулось и зарубежных электрокаров, в том числе Tesla. В то же время, спрос среди россиян на этот вид авто растет: в начале прошлого года в стране было зарегистрировано порядка 10 тыс. электромобилей. По сравнению с аналогичным периодом 2020 года этот показатель увеличился на 70%. Отечественные производители намерены ответить на спрос своими предложениями.

Например, в конце мая министр транспорта Виталий Савельев заявил, что на бывшем заводе Renault может начаться выпуск автомобиля «Москвич», который в перспективе будет оснащен электродвигателем. Напомним, что производство «Москвичей» было остановлено в 2000-е годы, но последние экономические ограничения подталкивают компанию пересмотреть это решение.

В ГК «Калашников» еще в 2018 году также заявляли о работе над несколькими моделями электрокаров. Концерн, опробовав несколько вариантов, разработал прототип электрокара для широкого использования, который был схож по характеристикам с Tesla. Электромобиль CV-1 достигал скорости 100 км/ч за шесть секунд, имел запас хода без подзарядки до 350 километров, а за мониторинг состояния всех систем отвечал специально разработанный бортовой вычислитель. Однако, после 2019 года новости о проекте появляться перестали. Сейчас компания допускает, что планы о выпуске электрокаров могут возобновиться.

В январе стало известно, что в Липецкой области на заводе Моторинвест стартует сборка электромобилей китайской фирмы Sokon Group полного цикла. В планах на следующий год выпустить 3 тысячи автомобилей, к 2023 году этот показатель увеличить.

Мнение игроков транспортного рынка относительно электрокаров разнятся. Евгений Уткин, руководитель по взаимодействию с инфраструктурными и отраслевыми организациями ГК «Деловые Линии» уверен, что направление электрокаров нужно развивать по многим аспектам. Среди предложенных им решений — нулевой транспортный налог, выгодные программы кредитования и лизинга, отмена налога с продаж, бесплатное использование платных магистралей и зон парковки. Он также подчеркнул необходимость активного строительства зарядной инфраструктуры как в городах, так и вдоль основных трасс.

Развитие направления электрокаров в России может столкнуться с климатической проблемой, отмечает Дмитрий Афиногенов, руководитель отдела эксплуатации IT-компании КСОР. Литиевые аккумуляторы быстро разряжаются и расходует свой ресурс. На эффективность батареи также влияет ее качество. Эксперт подчеркивает, что тяжелые и дорогие батареи пока не могут обеспечить большую автономность хода и быстрый процесс зарядки электрокаров по сравнению с автомобилями с двигателем внутреннего сгорания. Несмотря на применение новых типов аккумуляторов и электродвигателей и увеличение их пробега, полноценно заменить собой автомобили с бензиновым или дизельным двигателем электромобили пока не могут.