Чат-боты и цифровые ассистенты: в чем отличие?
Цифровой диалоговый ассистент (ЦДА) — это система, которая самостоятельно выполняет заданный бизнес-процесс и имеет простой интерфейс, позволяющий взаимодействовать с ассистентом при помощи голоса, текстовых сообщений, почты, мессенджеров, онлайн-чатов или виджетов на сайте.
Руководитель центра компетенций больших данных и искусственного интеллекта группы компаний “Ланит” Сергей Литвинов подчеркивает, что цифровой диалоговый ассистент — это не чат-бот, поскольку он обладает мерой ответственности за выполнение задачи и ведет человека по процессу так, чтобы задача была выполнена.
В отличие от чат-ботов, виртуальные ассистенты содержат мощные алгоритмы, позволяющие им взаимодействовать с различными системами, обрабатывать большой и сложный объем данных, а также, задействуя технологии искусственного интеллекта, самостоятельно принимать решения, давать рекомендации по следующим необходимым шагам, воспринимать должностные инструкции, привлекать коллег к решению точечных задач, а также сообщать о полученных результатах.
Одной из основ работы цифровых ассистентов являются различные ИИ-технологии: распознавание и генерация речи, обработка естественного языка, распознавание текста, сегментация изображений, скоринг, биометрия, аудио- и видеоаналитика, OCR (технология оптического распознавания символов — Optical Character Recognition).
“Ланит” и “Экспасофт” разрабатывают цифровых помощников на базе единой платформы, благодаря чему решение является no-code-конструктором, который содержит множество разнообразных функциональных блоков, дающих возможность заказчику самостоятельно формировать функционал цифрового ассистента, исходя из существующих задач и потребностей.
Цифровая диалоговая система “Петрович” — это цифровой ассистент, использующийся не только на строительных объектах, но и на любых территориях, где требуется непрерывный контроль проходных, зон повышенного риска, а также офисов и производственных помещений. Кроме того, для использования ЦДА зачастую не требуются дополнительные инвестиции, поскольку компании в большинстве своем уже используют системы наблюдения и учета и ЦДА способен принимать решения на основе имеющихся данных.
“Ланит” и “Экспасофт” применяют специальную технологию для оптимизации нейронных сетей ENOT, что значительно увеличивает скорость и точность работы решений ИИ, а также сокращает нагрузки на аппаратное обеспечение.
Как виртуальные ассистенты автоматизируют процессы в HR
Онбординг персонала. Начиная работу в компании, каждый сотрудник проходит ряд этапов: обучение, получение доступов, подписание необходимых документов, согласование планов и ожиданий. Из-за большого количества новых сотрудников HR-службы часто не успевают отслеживать происходящие процессы, и в таком случае цифровой ассистент выполняет их роль в течение всех этапов трудоустройства.
Согласование отпусков в больших компаниях. Для создания графика отпусков цифровой ассистент проводит опрос сотрудников о желаемых датах в корпоративном мессенджере, после чего сводит полученные данные, учитывая необходимое для работы отдела число сотрудников и предыдущие даты отпусков, после чего график передается в кадровую службу.
Автоматизация набора линейных сотрудников. В ходе массового набора персонала цифровой ассистент способен отбирать анкеты, проводить первичное собеседование, а также самостоятельно принимать решение о прохождении кандидата на следующий этап или отказе от сотрудничества.
По данным Meticulous Research, к 2025 году мировой рынок речевых технологий достигнет $26,8 млрд.
Чем еще может быть полезен цифровой ассистент
“Переводчик” с человеческого языка на язык 1С. Обучение операторов специализированным навыкам работы с 1С — это долгий и дорогостоящий процесс. Так, ЦДА применяется для перевода получаемых от специалистов контакт-центра запросов в машиночитаемый вид. Цифровой ассистент способен ежемесячно обрабатывать 1500 запросов, при этом сотрудники не взаимодействуют с системой напрямую, а время обработки запроса сокращается с 240 до 120 секунд.
Надзор за работой в филиалах. Крупные компании, объединяющие большое количество филиалов, используют цифрового ассистента для проверки корректности заполнения документов, а также для наблюдения за проходимостью торговых точек и скоростью обслуживания клиентов.
Собеседники РБК Трендов считают, что развитие “самостоятельности” цифровых ассистентов повлечет за собой снижение уровня включенности человека в рутинные задачи, а цифровая система будет содержать больше нелинейных, персонализированных и самообучающихся процессов.