24 августа 2023

Экономист Марат Айдагулов о перспективах офлайн торговли в России

Рыночный сегмент торговых центров в последние годы стал предметом острых дискуссий в предпринимательской среде и экспертном сообществе.  Состояние рынка офлайн торговли в России, а также стремительное влияние электронной коммерции на деятельность торговых центров проанализировал экономист и общественный деятель Марат Айдагулов в своей статье «Вызовы и перспективы «офлайн торговли» в России».

По данным IBC Real Estate в 2022 году в России было введено в эксплуатацию в три раза меньше торговых площадей по сравнению с аналогичным показателем предыдущего года (305 тыс. кв. м торговых площадей в 2022 году против 913 тыс. кв. м в 2021). На 77% сократилось количество построенных торгово-развлекательных центров в 2022 году.

«Подобная статистика не должна никого пугать. Действительно и так перенасыщенный рынок ТЦ подвергся серьезным испытаниям сначала локдауна во время пандемии COVID-19, затем санкции ударили по прибыли ТЦ, а потеря якорных брендов привела к снижению посетителей ТЦ», – отмечает Марат Айдагулов.

По словам эксперта, уже в ноябре 2022 года в ТЦ стало на треть больше отечественных брендов, и, почувствовав последствия потери российского рынка, западные бренды стали возвращаться в Россию под новыми названиями.

«Уже в январе началось восстановление посещаемости ТЦ в регионах. Показатель, отражающий число посетителей на 1 тыс. кв. м торговых площадей, превысил аналогичный показатель 2022 года на 4,7%. Вслед за регионами посещаемость стала восстанавливаться и в Москве, и в Санкт-Петербурге (3% и 14% соответственно)», – обратил внимание экономист.

При этом Айдагулов отметил, что несмотря на положительную динамику восстановления посещаемости ТЦ и оптимистический прогноз на будущее, благодаря качественному и количественному росту российских брендов следует решать и проблемы управленческого характера. Экономист заявляет, что как среди участников рынка, так и среди экспертного сообщества, уже осознана проблема неэффективного использования пространства и устаревшей модели аренды. 

«Долгосрочные арендные соглашения, как правило, отпугивают молодые бренды, иногда подобная аренда не может быть реализована из-за непосильной стоимости для развивающегося бренда», – пояснил эксперт. 

Вариантами решения указанной проблемы, по мнению эксперта, могут выступить меры государственной поддержки и субсидирования аренды для малого бизнеса. Марат Айдагулов обращает внимание, что подобные меры будут способствовать развитию как ТЦ, так и отечественных брендов. 

Рассматривая взаимосвязь роста электронной коммерции и снижения количества офлайн посетителей магазинов, экономист отмечает, что несмотря на высокий потенциал широкомасштабной автоматизации логистических и бизнес-процессов в электронной коммерции, не стоит сбрасывать со счетов ТЦ.

«В цифровую эпоху особое значение приобретает присутствие ТЦ онлайн, внедрение новых интерактивных технологий, разработка гибридных форм взаимодействия. Своя ниша есть у каждой бизнес-модели, однако успех отечественных брендов зависит как от добросовестности и креативности российских предпринимателей, так и от мер целевой государственной поддержки», – заключил Марат Айдагулов.