Экономист Марат Айдагулов о трендах в автомобильной промышленности
В каком положении находится мировой авторынок после череды кризисных явлений? Какие тренды автомобильного производства уже захватили мир, а какие только начинают привлекать внимание? Какие вызовы ждут предпринимателей, и как они отразятся на положении ключевых игроков? — экономист и общественный деятель Марат Айдагулов проанализировал текущее состояние автомобильной промышленности в России и в мире, а также осветил ряд ключевых тенденций отрасли.
2023 – год трансформации международного автомобильного рынка. Стоит отметить, что в прошлом году в мире был продан 66 млн. новый легковой автомобиль, как следует из данных ACEA и S&P Global Mobility. Этот показатель фактически равен показателям 2021 года, однако соотношения объёмов крупнейших автомобильных рынков и производителей изменилось.
На фоне последствий пандемии коронавируса и кризиса полупроводников продажи автомобилей в странах Евросоюзе упали на 4,6%. Показатели рынка Северной Америки упали на 8,7% по сравнению с 2021 годом, показатели рынка США – на 9,2%. В странах Азии, наоборот, машин было продано на 7,7% больше по сравнению с предыдущим годом: первые места тут, безусловно, занимает Китай (+7,6%), на втором месте по объёму национального авторынка находится Индия (+23,1%), на третьем – Япония (-5,1%). Также, выросли продажи автомобилей в Южной Америке (+1,8%).
В отличие от мирового авторынка, где ситуация неоднозначная, мировой автопром в 2022 году показал вполне однозначный и заметный рост: за 12 месяцев было выпущено 68 161 802 легковых автомобилей, что на 7,9% превышает показатели предыдущего года. Тем не менее, согласно прогнозу Boston Consulting Group (BCG), мировой автопром даже к 2025 году не достигнет показателей своего пика — 2017 года, когда в мире было выпущено 95 миллионов машин.
Каковы крупнейшие игроки мировой автомобильной промышленности на данный момент? Согласно данным Brand Finance, список самых дорогих автомобильных брендов впервые возглавляет Tesla (стоимость бренда оценивается в 66,2 млрд долларов), на втором и третьих местах – бренды Mercedes-Benz (58,8 млрд долларов) и Toyota (52,5 млрд долларов). Рекордный скачок стоимости в секторе продемонстрировал китайский автомобильный бренд Sokon – на 123% за год, до 739 млн долларов. По объёму продаж автомобилей в 2022 году сохранила лидерство корпорация Toyota: продажи группы составили 10,48 млн транспортных средств. Ближайшим конкурентом Toyota является немецкая группа Volkswagen AG, по итогам 2022 года отгрузившая в мировом масштабе около 8,3 млн автомобилей.
Российский авторынок находится фактически в режиме перестройки. По данным «Автостата», в феврале 2023 года продажи новых легковых автомобилей в России упали на 43% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 56 тысяч штук. Баланс продаж новых авто находится в диапазоне 40-45 тысяч автомобилей в месяц. Это составляет или 3.5 авто на 1000 жителей, что является довольно низким показателем. Для сравнения: показатель Китая – 19 авто на 1000 жителей, Бразилии – 8.6, Тайланда – 12, Турции – 7.8, Малайзии – 18. Фактически, в феврале текущего года в России в режиме активных продаж были Lada, Haval, Geely, ГАЗ, УАЗ, Changan и Chery. Продажи Skoda, VW и Mazda обвалились в 20-25 раз относительно нормы, Kia — в 10-13 раз, Hyundai — в 60-70 раз. Полностью остановлены продажи Renault, Nissan, Ford, Mitsubishi и Volvo.
В качестве основных причины столь стремительно ухудшающейся ситуации можно назвать несколько факторов. Прежде всего, на состоянии рынка сказался отказ ряда иностранных компаний от ведения бизнеса в России, а также нарушение цепочек поставок, что, в свою очередь, затрудняет и непосредственно отечественное производство. Безусловно, даёт о себе знать ограничение номенклатуры доступных авто, а также снижение покупательской способности населения из-за экстремального роста цен, с одной стороны, и снижения уровня дохода населения – с другой.
Нужно понимать, что кризисные явления тут коснулись не только отечественных предпринимателей и производителей. Как отмечает Bloomberg, даже перед лидерами глобального рынка стоят такие существенные проблемы как угроза ослабления мирового спроса и кризис полупроводников, который, по прогнозам, будет преодолен в лучшем случае к 2024 году. Стоит отметить и проблемы с повышением себестоимости автомобилей по всему миру, связанные с обострением ситуации на глобальной политической арене: в связи с отказом от закупок в России, являющейся производителем огромной части металлов, цены на эти крайне важные для производства металлы — от алюминия до палладия и никеля – пережили существенный скачок и продолжают расти.
Тем не менее, и мировой, и отечественный рынки имеют все возможности для дальнейшего роста. Пересмотр логистических цепочек и международных экономических отношений, новые тренды и технологические новинки, старт ряда отечественных проектов разработки – всё это в совокупности с прогнозами экспертов вселяет оптимизм относительно будущего автопрома.
Автомобильная выставка в Шанхае, совсем недавно удивившая посетителей целым рядом новинок, невольно стала репрезентацией многих настоящих тенденций.
О каких же трендах можно говорить?
Прежде всего, стоит помнить о постоянно растущей роли IT-технологий в автопроме. Увеличивается производство автомобилей, подключенных к интернету. Облачные сервисы, системы мониторинга автомобилей и прочие технологии связи и интернета создают новые возможности для комфорта и безопасности водителя и пассажиров. Инновационные автомобили даже могут отправлять и принимать разного рода цифровую информацию, например, принимать предупреждения о ситуации на дорогах или отправлять отчеты о техническом состоянии авто.
Постоянно растёт интерес к автономным технологиям. Согласно исследованию компании Counterpoint Technology Market Research, результаты которого были обнародованы 24 апреля 2023 года, продажи так называемых подключённых автомобилей, имеющих доступ в интернет, выросли в 2022 году на 12% по сравнению с предыдущим годом.
Технологии автономных автомобилей разрабатываются по всему миру, не отстаёт тут и Россия. Как известно, «Яндекс» и Сбер занимаются разработкой автономных технологий. Обе компании начали пилотные проекты обновленных транспортных решений. Так, «Яндекс» уже разработал автономное такси по имени «Яндекс.Такси» на базе автомобиля Hyundai Sonata: технологии автономного управления на этом авто позволяют передвигаться по городу без участия водителя и обеспечивают безопасную езду на дорогах, а также мониторинг состояния водителей и пассажиров в режиме реального времени.
Сбер, в свою очередь, запустил проект по разработке беспилотного такси, который называется «Сберавто Пайлот». Данная инновационная технология предусматривает использование автомобилей Tesla Model 3, оснащенных лидаром, радаром, видеокамерами и другими сенсорами, которые обеспечивают безопасность движения и пассажиров. Первые тестовые такси были запущены на улицы Москвы ещё в конце 2020 года.
По всему миру увеличивается интерес к электромобилям. Набирают популярность электрические транспортные средства во многом благодаря моде, задаваемой Google и Tesla. В России также идёт разработка отечественного электромобиля «Атом»: машина должна встать на конвейер с конца 2024 года и выпускаться в объеме 75 тыс. машин ежегодно — в том числе и для рынков СНГ и Китая. На Шанхайском салоне, как и ожидалось, было представлено множество разработок электрокаров, с чем связана, в частности, тенденция сокращения жизненного цикла моделей. В сегменте электрокаров модели обновляет каждые 2-3, и такой темп явно не способны выдержать производители традиционных машин, что, очевидно, скажется не только на производителях, но и на покупателях.
Ряд тенденций автопрома касается и стратегии продаж, так, увеличивается объём онлайн-продаж и меняются стратегии онлайн-маркетинга. Многие дилерские центры активно внедряют в свою работу онлайн-инструменты, предлагая, например, услуги видео-обзоров моделей для потенциальных покупателей или организацию доставки автомобиля без каких-либо предварительных посещений покупателем автосалона (тенденция, рост которой был обусловлен пандемией).
Нельзя забывать и про тенденцию предпочтения мобильности традиционному владению автомобилем, что выражается в развитии сервисов типа каршеринг. На фоне падения покупательской способности и общемирового экономического кризиса наблюдается увеличение спроса на подержанные автомобили. Укрепляется сотрудничество производителей с технологическими компаниями.
Как можно заметить, ситуация в автомобильной промышленности неоднозначна. С одной стороны, наблюдаются активное развитие так называемых технологий будущего и расширение модельных рядов автомобилей и прочего транспорта, с другой – кризис рынка, снижение продаж, увеличение себестоимости производства, усложнение производства из-за изменений в логистических цепях и так далее. Отечественный рынок также переживает явный кризис, и выход из него во многом будет зависеть от таких факторов как поддержка предпринимателей со стороны государства, развитие международного сотрудничества на фоне пересмотра отношений с Западом, а также успешность текущих инновационных проектов в сфере.