Лариса Гусева рассказала об изменениях в закон о рекламе
Изменения в закон о маркировке были внесены 1 сентября 2022 года. То есть, действуют они уже больше года. Напомню, маркировка — это обязанность лиц, распространяющих рекламу маркировать все рекламные креативы.
Почему же возникли такой ажиотаж и путаница после 1 сентября 2023 года?
Да, закон, который вводит штрафы вступил в силу 1 сентября 2023 года. Но ещё раз напомню, что обязанность маркировать рекламные материалы должна была соблюдаться с начала осени 2022 года. Таким образом, всем тем, кто выкладывает рекламную информацию нужно:
1. Маркировать ту рекламу, которая создаётся сейчас (в социальных сетях, на сайтах, в любом интернет-пространстве).
2. Проверить все креативы, которые были выложены и раскручиваются с сентября 2022 года по настоящее время (смотрите закрепленное сообщение в социальных сетях, в телеграм-каналах, везде, где контролирующие органы могут эти креативы проверить).
3. Заархивировать или удалить те материалы, которые были созданы уже очень давно, к примеру, 3-4 года назад, но они до сих пор конвертят, привлекают внимание потребителей и переводят это внимание в покупку. Создать новые, промаркировать их, не переживая за какие — либо последствия.
Что важно понимать?
Штрафы, которые ввели с 1 сентября 2023 года бывают разных видов.
Во-первых, есть штраф за отсутствие в рекламном креативе слова «реклама» и отсутствие контактных данных рекламодателя или рекламораспространителя. За это отвечает ФАС (Федеральная Антимонопольная Служба).
Во — вторых, существует правонарушение, связанное именно с нанесением токена (буквенно — цифрового обозначения, erid). Это может быть неправильное его нанесение, в неположенном месте, (например, его нужно вносить в начале поста, а он размещён в конце). За отсутствие токена также предусмотрен штраф, за нанесение его каким-то бледным цветом. Штраф налагается и за то, что на рекламный креатив в виде картинки или видео токен нанесен сбоку изображения из-за чего его не видно.
В-третьих, штраф полагается, если по закону размещение должно быть в гиперссылке, а его там нет.
В-четвёртых, есть штраф за несвоевременную передачу отчетности в ОРД (Оператор Рекламных Данных) или вообще отсутствие таковой передачи.
При этом, как вы видите, за один рекламный креатив можно получить несколько штрафов по разным пунктам одной статьи Кодекса об административных правонарушениях.
Совет юриста
Разобраться в том, как правильно маркировать. Для этого в первую очередь нужно изучить статью Закона о рекламе, которая говорит о том, что такое реклама. Это не вся информация, которую размещает бизнес.
Далее. Предпринимателям нужно научить своих сотрудников (маркетологи, люди, которые размещают рекламу, подбирают её по бартеру, которые самостоятельно смогут регистрировать креативы в ОРД), во-первых, разграничивать рекламу от нерекламы. И второе, научить их контролировать ту ситуацию, когда информация является рекламой, и размещать её только в маркированном виде.
Это важно потому, что ответственность несёт в первую очередь, рекламораспространитель. Если рекламодатель дал непромаркированную рекламу, а рекламораспространитель её разместил у себя, то отвечать будут оба. Поэтому, уважающие себя площадки уже перестали принимать непромаркированную рекламу, потому что понимают, что контролирующие органы будут проверять ресурсы, на которых размещается реклама. И, конечно, в первую очередь, будут возбуждаться дела об административных правонарушениях в отношении рекламораспространителей. Но рекламодатели при этом тоже несут ответственность.
Разобраться в маркировке рекламы не так уж и сложно. Есть большое количество информации в интернете, главное, обязательно проверять источники информации.
Самые надёжные источники — это сайты Федеральной Антимонопольной Службы и Роскомнадзора. У них также есть официальные телеграм каналы, где размещается информация о маркировке. Также недавно Роскомнадзор выпустил памятку по тому, как правильно нужно размещать рекламу. Ещё есть платные записи, вебинары, мастер — классы, посвящённые этой теме, от экспертов по рекламному праву.
Будьте юридически подкованы и грамотны, чтобы не допустить ошибок и штрафов в своем бизнесе!
Гусева Лариса Валерьевна
Директор Союза юристов нового времени «ЮНОВА»
➢Эксперт для СМИ(Комсомольская правда, Россия-1, Рамблер), Правительства Москвы, Российского общества «Знание» и других
➢Владелец юридической фирмы Юристы-эквилибристы
➢8 лет стажа руководителем юридической службы банка Mitsubishi (MC Bank Rus)
➢Юридический стаж более 20 лет
➢В книге 100 лучших экспертов вместе с Р.Гандапасом, А.Рапопортом, И.Манном и другими