29 октября 2022

Спрос российских компаний на разработку ПО в формате аутсорсинга вырос вдвое

С начала 2022 года потребность российских компаний в привлечении специалистов к разработке программного обеспечения (ПО) методами аутсорсинга увеличилась вдвое, и в ближайшие три года эта тенденция сохранится в связи с импортозамещением софта.

Еще одним важным фактором, повлиявшим на рост востребованности аутсорсинга, вице-президент «Ланит”, управляющий директор «Норбит» Владимир Вертоградов назвал масштабный переход компаний с коробочных решений на собственное программное обеспечение. Эксперт уточнил: «Для запуска продуктов компании нужно порядка 50 разработчиков, спустя полгода-год — всего 10, только для сопровождения. Однако найти квалифицированных специалистов в сжатые сроки трудно, а их выход на работу может растянуться от нескольких недель до нескольких месяцев».

В то же время основной причиной скачка востребованности аутсорсинга Владимир Вертоградов определил возможность приостановки действия договора и отказа от услуги в случае смещения сроков проекта. Так, трудоустройство штатных специалистов не учитывает риски отмены проекта, при этом увольнения и выплата компенсаций связаны со значительными экономическими и репутационными потерями.

Помимо этого, Владимир Вертоградов считает, что важным преимуществом сторонних специалистов является наличие опыта работы на принципиально разных проектах, что позволяет им находить новые подходы и решения, а также выявлять ошибки, которые штатные сотрудники могут не заметить.  «Иногда счет идет на дни, в редких случаях — на часы. И тогда срочно нужен специалист, чтобы что-то исправить, быстрее ошибку увидит человек, задействованный за год в семи-десяти разных проектах, чем имеющий опыт работы лишь в одном», — уточнил он.

Также, по мнению эксперта, существующий рост спроса на Java- и NET-разработчиков непосредственно связан с активным импортозамещением: большинство западных решений требуют адаптации под нужды российского бизнеса.

Директор «ЛАНИТ Экспертиза» Алена Горшкова отметила, что нередко компании привлекают сторонних специалистов для испытания информационных систем, что дает возможность определить качество созданных продуктов. «В рамках компании всеми видами тестирования часто занимается одна и та же команда, реже — один человек. В отличие от них специалисты, привлеченные на аутсорсинге, специализируются на каком-то одном технологическом стеке. В итоге за функциональное и нагрузочное тестирование отвечают разные люди. Узкая специализация позволяет накопить больший опыт в своей области», — объяснила она.

Параллельно с этим, в 2022 году был зафиксирован рост спроса на нагрузочное тестирование, связанный с заинтересованностью компаний в проверке работы ПО в различных ситуациях, а также в экспертной оценке максимальных нагрузок, которые выдерживают системы при существующих мощностях.

«Данная ситуация связана с возникшими трудностями в закупках нового оборудования и его заметно поднявшейся стоимости. Если раньше при проблемах производительности можно было просто докупить аппаратные комплексы, то в сегодняшних реалиях на первое место выходит оптимизация информационных систем», — пояснила Алена Горшкова.

Подобные тестирования, по словам эксперта, регулярно проводятся в периоды максимальных нагрузок на различные онлайн-площадки. В качестве примера Алена Горшкова приводит функционирование портала госуслуг перед объявлением результатов ЕГЭ, а также ситуацию пандемии, во время которой решение большинства бытовых и коммунальных вопросов было возможно только в электронном виде.

По оценкам аналитиков IDC, до 2025 года ежегодный рост объема рынка IT-услуг в России будет равен 9%. Президент «Ланит» Филипп Генс утверждает, что в данный момент растет число компаний с высоким уровнем развития информационных технологий. Кроме того, организации используют их в качестве основного инструмента развития и продолжают инвестировать в IT даже во время кризиса.