Экономист Марат Айдагулов о положении сегмента KidTech в российской экономике
В своей новой статье «Тенденции и перспективы KidTech в России» экономист и общественный деятель Марат Айдагулов рассматривает положение сегмента KidTech в отечественной экономике, обращая внимание на факторы и особенности его развития в стране.
KidTech представляет из себя отрасль рынка EdTech (то есть, рынка образовательных технологий), которая включает в себя технологические решения для дошкольного образования. Целевой аудиторией KidTech являются малыши (дети 0-3 лет), дошкольники (дети 3-7 лет), их родители, специалисты по работе с детьми, а также государственные и частные организации, предоставляющие образовательные услуги для детей до 7 лет, то есть, детские сады, различные дома творчества и так далее.
При этом, как справедливо отмечает Айдагулов, спектр направлений обучающих программ в KidTech огромен. Программы могут быть нацелены на развитие так называемых «мягких навыков» (креативности, гибкости мышления, навыков коммуникации, эмоционального интеллекта ребенка) или развитие физических способностей, а могут быть посвящены непосредственно дошкольной подготовке или формированию профессиональных умений (например, программированию).
Всего на российском рынке KidTech работают более 120 компаний, при этом 55% из них находятся в Москве, и именно на столичные организации из этого сегмента приходится около 70% инвестиций. В настоящее время, более 63% отечественных компаний предлагают B2C решения, чаще всего, нацеленные на дошкольников. B2B решения тут, в свою очередь, ориентированы на дошкольные образовательные организации: речь идёт о разработке интерактивного оборудования и систем управления.
«На протяжении последних шести лет выручка KidTech-компаний в России росла в среднем на 49% в год, причем особенно стабильный рост показали те компании, которые работают исключительно в данном сегменте», — отмечает эксперт, добавляя, что средняя выручка компаний, разрабатывающих KidTech-решения в России, в 2022 году превысила 100 млн рублей.
Фактически, отечественный KidTech находится в очень интересном положении: уровень его развития в силу различных факторов достаточно низок, однако спрос на подобные технологии в стране огромен. С одной стороны, по данным Росстата, численность детей до семи лет, посещающих дополнительные образовательные программы в России, выросла на 18% за последние пять лет и составила 8,2 млн человек в 2022 году, что является 62% от общей численности детей этого возраста, — целевая аудитория KidTech огромна как никогда. С другой стороны, неизбежно растёт доля цифровых технологий в обыденной жизни населения, и эта тенденция не может не затрагивать и детей, и детские учреждения.
Именно большой спрос в сочетании с достаточно низким стартом обеспечивают возможность существенного роста в данном сегменте. Реализации открывающихся перед отечественными предпринимателями перспектив «будет лишь способствовать увеличение мер государственной поддержки предпринимательства, рост интереса инвесторов, а также мировые тенденции, способствующие увеличению интереса людей всех возрастов к новым и новейшим технологиям», — заключает эксперт.