Ритуал Мазараки: икона вернулась на Родину
Сотрудники Центрального музея древнерусской культуры им. Андрея Рублева в 2007 г. получили заявку на проведение экспертизы иконы с серебряным окладом, которая была привезена из США.
По манере письма эксперты датировали икону первой половиной 19 ст. Образ соотносится специалистами с русским иконографическим типом Богоматери Корсунской. Однако сам оклад создали позднее – в начале 20 ст.
Подсказкой такого несоответствия дат стала обратная сторона иконы с наклейкой, на которой была печать Храма Гроба Господня в Иерусалиме, надпись на русском и частично на греческом языке, а также дата — 1858 год. Надпись указывала на владелицу иконы – Елизавету Алексеевну Мазараки. Когда Елизавета Алексеевна скончалась, следы иконы теряются. Однако много лет спустя она вдруг объявилась в России.
Е.А. Корженевская стала обладательницей иконы в 1860 году. Она готовилась стать женой Харлампия Васильевича Мазараки, известного в Иерусалиме врача с обширной практикой, заведующего больницей Машгав Ладах. Икону невесте вручили как ритуал благословления на свадьбу. В 1892 году Харлампий Мазараки умирает, и его вдова возвращается в Россию. Икону Богоматери с Младенцем женщина хранила бережно как важнейшее воспоминание о супруге. Для нее был заказан изящный серебряный оклад.
Подаренной на свадьбу иконе отводилась роль фамильной ценности, передаваемой из поколения в поколение. Однако у пары не было детей, поэтому ритуал Мазараки так и не стал традицией.