CRM-система – помощник или тормоз?

Ежегодно российский рынок CRM-систем (Customer Relationship Management – система управления взаимоотношениями с клиентами) растет по оценкам специалистов на 100-120 млн. долларов.

Этот показатель свидетельствует о высоком спросе на компьютерные решения, позволяющие усовершенствовать и консолидировать все происходящие бизнес-процессы в одной программе.

Теперь вместо таблиц Exсel, почты Outlook, тысяч текстовых документов, которые находятся в разных папках, и найти которые бывает достаточно проблематично, используется универсальная и простая в управлении система автоматизации операционных задач.

И, хотя часть отечественного бизнеса продолжает работать по старинке с решениями MicrosoftOffice, прогрессивные компании давно перешли на использование систем управления предприятием.

И на то есть веские причины: ежегодная экономия денежных средств при использовании CRM-систем, в среднем, составляет 500 000 рублей. Каким образом достигаются такие результаты, мы разбирались вместе с производителями и пользователями автоматизированных систем.

Покупать или нет?

Говорить об удобстве использования CRM-систем можно достаточно долго. Даже самая простая версия программы содержит модули для формирования и анализа базы клиентов: что купил, когда купил, остался ли доволен.

Здесь же собраны телефонные и адресные книги, электронная почта, список договоров, счетов, первичной бухгалтерской документации и многое другое.

Более продвинутые и совершенные системы, такие как «Простой бизнес», оснащены IP-телефонией, функцией отправки sms-сообщений, общения в чате (по подобию ICQ) и другим функционалом. Но является ли удобство главным аргументов в установке системы? По нашим наблюдением, нет.

Современные CRM-системы оснащены гораздо большим функционалом, позволяющим решать не только текущие, но и стратегические задачи компании. Рассмотрим типичную для российского бизнеса ситуацию.

В штате компании работают 5 менеджеров по продажам, бухгалтер, системный администратор, менеджеры проектов, и все они используют для работы привычные и с детства знакомые программы из пакета MicrosoftOffice. Офисные работники целый день суетятся: ищут документы, просматривают длинные списки клиентов, отвлекают бухгалтера по таким пустяковым задачам, как выставление счета. Начальник рад – работа кипит.

А теперь давайте реально оценим ситуацию. 15 дней в месяц сотрудники тратят на операционные задачи: поиск клиентов в базе данных, составление договоров, отправка писем клиентам и прозвон. Список можно продолжать до бесконечности.

Теперь задумайтесь: внедрение системы CRM позволит сократить время, затрачиваемое на операционные процессы, в несколько раз. В денежном выражении экономия в год достигает 500 000 рублей, из них: 72 000 рублей на оптимизации документооборота за счет применения готовых шаблонов основных документов, 96 000 рублей на работе средств связи, в том числе, телефонии, и 300 000 рублей на услугах бухгалтера и системного администратора.

Считаем дальше. Средняя заработная плата офисного сотрудника, к примеру, бухгалтера, в Москве составляет 60 000 рублей в месяц, а бухгалтера с точно такой же компетенцией, но работающего удаленно, – не превышает 40 000 рублей. Итого годовая экономия 24 000 рублей. Добавьте к этой цифре затраты на оформление рабочего места, оплату больничных листов и отпуска – сумма достигает 50 000 рублей в год.

Использование CRM-системы позволяет интегрировать домашний офис удаленного сотрудника в корпоративную информационную систему. Таким образом, бухгалтер, работающий удаленно, имеет доступ к документации предприятия, может готовить необходимые отчеты, вести документооборот, заполнять налоговые декларации и выполнять все те же действия, что и сотрудник на месте. При этом все остаются довольными: руководитель получает профессионального и относительно недорогого специалиста, а сотрудник работает в любой стране мира прямо у себя дома.

Если преимущества использования системы для офф-лайн бизнеса очевидны, то стоит ли приобретать CRM-систему компаниям, работающим исключительно в Интернете. Наш ответ: «Да!». И вот почему.

Некоторые CRM-системы содержат встроенные модули, с помощью которых можно создавать сайты-визитки, лэндинги и даже полноценные сайты для  интернет-магазинов. При этом вся информация о деятельности магазина: номенклатура товаров, клиентская база, стоимость товаров будет синхронизирована с используемой CRM-системой.

Кроме того, вы можете анализировать актуальность того или иного товара, следить за увеличением базы потенциальных и постоянных клиентов, консолидировать всю документацию и сэкономить до 5 часов в сутки, которые раньше уходили на работу с документами. Также Вы сможете избежать ошибок при переносе данных из, предположим, таблицы Excel в бланк счета, акта выполненных работ или договор.

Все ли так просто?

Как и любой продукт, CRM-системы имеют и отрицательные стороны, но их гораздо меньше. По мнению самих пользователей, трудности с использованием программы возникали только в самом начале: при переносе данных из папок в единую систему. Конечно, любая CRM-система имеет функцию импорта, поэтому сложностей возникать не должно.

Также пользователи назвали отрицательной стороной программы невозможность ее использования без подключения к Интернету.

Чтобы избежать таких неприятностей, стоит выбирать CRM-системы, которые могут работать без Интернета, к примеру, вышеупомянутый «Простой бизнес», или с подключением к мобильному интернету. Вот почему это систему выбирают предприниматели, которые часто отлучаются в командировки и могут использовать в работе только мобильные телефоны и планшеты.

А теперь подытожим: CRM-система – универсальная компьютерная программа, позволяющая автоматизировать и консолидировать все бизнес-процессы в одном месте. Экономия от использования такой системы достигает 500 000 рублей в год. Также вы сможете привлекать для работы удаленных сотрудников и следить за их деятельностью в режиме реального времени. CRM-система – это полноценный офис в компьютере, который можно брать с собой в любую точку мира.


 

Другие материалы категории



Написать нам